Младший сотрудник компании Coca-Cola Вячеслав рассказал журналу Esquire об особенностях изготовления и продажи этого газированного напитка.
Раньше я думал, что самое дорогое в кока-коле — это этикетка. Оказалось, нет — крышечка. Нам присылают бутылочные заготовки размером с большой палец, а мы эти заготовки на заводе раздуваем. Сам же напиток, кока-кола, — он очень дешевый, дешевле собственной этикетки. У нас в «Кока-коле» — как в армии. Мы боремся за территорию. В 1990-х в грузовик загружали холодильники, напитки, торговый агент сам туда садился и объезжал палатки. Хотите торговать кока-колой? Вот, пожалуйста, вам наш холодильничек и наш товар. Теперь же просто дичь какая-то. Цвет палатки может за один день два раза поменяться: туда идешь — она красная. Это мы ее «покрасили» (мы так выражаемся в «Кока-коле», то есть красными щитами ее обклеили). Обратно идешь — уже кто-то отдирает наши щиты, клеит синие с рекламой «Пепси» и ставит свои холодильники. Побеждает тот, кто быстрее и кто больше денег хозяевам ларьков заплатит.
Лучше всего тем, кто ларьки у заводов держит. Наш завод — в Солнцево, у «Пепси» — где-то на Ленинградке. Если приезжает американский инвестор на завод, значит точно будут осматривать прилегающую местность. А значит, будут с помощью взяток чужой товар с территории выживать. Был случай, когда палатке у завода взятку в 200 тысяч долларов дали, чтобы они там «Пепси» вместо «Кока-колы» поставили. Ларькам у заводов можно один пакет с семечками в день продавать, у них все равно деньги будут. Потом инвестора везут по трассе на местность, в город, — и он должен видеть, что на трассе только их цвет повсюду. Например, за Ленинградку мы сейчас очень тяжело боремся, потому что она близко к их заводу, и там кругом «Пепси».