Ненадёжный рассказчик - это литературный или кинематографический приём, который ставит под сомнение достоверность истории, рассказанной от лица одного из персонажей. Иными словами, нас просто водят за нос, а мы даже не замечаем подвоха. В кино ненадёжные рассказчики становятся не только инструментом драматургии, но и формой диалога с аудиторией. Они вынуждают зрителя критически относиться к происходящему на экране и пытаться самостоятельно разгадывать истину за пределами слов и действий героя. Держите классную подборку фильмов, в которых наглядно продемонстрирован данный прием.
Подозрительные лица (1995)
Ненадёжный рассказчик: Болтун
Вся история о Кайзере Созе создавалась прямо во время допроса на столе и за спиной у агента Куйана. Но вообще как можно было верить герою Кевина Спейси после фильма «Семь», который на тот момент вышел год назад?
Жизнь Пи (2012)
Ненадёжный рассказчик: Пи Патель
Кто же был с героем на лодке? Нам бы очень хотелось, чтобы там и вправду оказался тигр, но, к сожалению, тут есть варианты.
Счастливое число Слевина (2006)
Ненадёжный рассказчик: Слевин Келевра
«Все смотрят направо, а ты идёшь налево». Такой ли прям простачок этот вечно влипающий в передряги Слевин? Если его послушать, что делает героиня Люси Лью, то как будто бы да. Но третий акт фильма готовит зрителям множество сюрпризов.
Джокер (2019)
Ненадёжный рассказчик: Артур Флек
Что из того, что мы увидели в фильме, произошло исключительно в голове Артура Флека? Вероятность того, что в процентном соотношении перевес далеко не в пользу реальности, подчёркивает финальная сцена, где нам намекают на то, что Артур просто рассказал эту историю психиатру, выдумав в ней примерно всё.
А вот жестоко обруганный сиквел «Джокер: Безумие на двоих» говорит нам о том, что все преступления Артура действительно были совершены. И в этом ещё одна проблема самого существования второй части — она уничтожает интригующую недосказанность оригинала.
Мементо (2000)
Ненадёжный рассказчик: Леонард Шелби
Ненадёжный для самого себя. Герой с антероградной амнезией каждые 5 минут придумывает себе новую историю своей жизни, разными способами интерпретируя оставленные для самого себя подсказки в виде татуировок и фотографий. В конце фильма даже зрители (особо внимательные) уже понимают, кто есть кто в истории Леонарда, но не он сам.
Большая рыба (2003)
Ненадёжный рассказчик: Эдвард Блум
Тот случай, когда нас точно поводили за нос, но где именно сказать сложно. Эдвард Блум рассказывает своему сыну удивительные, полные фантазии истории о своей молодости. Они кажутся вымышленными и вздорными, однако в финале выясняется, что Эдвард, конечно, преувеличил, но как будто не слишком-то.
Исчезнувшая (2014)
Ненадёжный рассказчик: дневник Эми Эллиотт-Данн
Главная героиня буквально рассказывает первую половину истории через записи в своем дневнике, на которые ссылаются полицейские, ведя расследование её исчезновения. И эти записи отнюдь не с пользу героя Бена Аффлека, мужа Эми. А вот со второй половины фильма рассказ героини, уже не через дневник, становится куда надёжнее.
Бойцовский клуб (1999)
Ненадёжный рассказчик: Рассказчик (или Джек), ну то есть тот, чью роль исполнил Эдвард Нортон (на фото)
Рассказчик говорит нам о некоем Тайлере Дёрдене, который вынуждает его заниматься всякими опасными вещами, и только в конце фильма мы понимаем, в чём здесь подвох.
Последняя дуэль (2021)
Ненадёжный рассказчик: Жан де Карруж / Жак Ле Гри / Маргарита де Карруж
Чья «правда», показанная методом демонстрации одной и той же историй глазами трёх героев, самая правдивая, вопрос. Но в 14 веке всё было просто, и самый правый был выявлен с помощью судебного поединка.
Амадей (1984)
Ненадёжный рассказчик: Антонио Сальери / авторы фильма
Таким уж прям бестолковым смутьяном был Вольфганг Амадей Моцарт, каким его описывает престарелый Антонио Сальери, явно бесконечно завидовавший его таланту? Мы можем, как минимум, заподозрить его в ненадёжности, ведь он на старости лет начал утверждать, что и вовсе убил Моцарта.
Вторым слоем вождения за нос является сам этот фильм (основанный на «маленькой трагедии» Александра Пушкина «Моцарт и Сальери»), ведь исторические факты говорят нам о том, что музыканты были в хороших отношениях, кроме того последний не имел особого повода для зависти, ведь был, как и Моцарт, одним из успешнейших композиторов своего времени.