Итак, что же входит в эту вашу методичку:
1. Необходимо снять драму, лучше историческую/биографическую/военную/политическую. Ни в коем случае не снимайте боевик, ужастик или любую фантастику.
2. Герой должен быть представителем угнетаемой части социума, какого-либо меньшинства или человеком с психологическими или физическими недугами. Желательно, чтобы он стал жертвой неких, независящих от него, обстоятельств.
3. Тема фильма должна содержать в себе вопросы неравенства и дискриминации.
4. Среди создателей фильма должны быть именитые исполнители и авторы, которые уже светились на «Оскаре».
Понятное дело, что все это ерунда и критерии кинокритиков оценивают совсем другое. Это скорее запрос самих зрителей, которые хотят выдавать желаемое за действительное и видеть историю именно так, как надо исключительно им. И несмотря на это, в "методичности" они обвиняют именно жюри Академии.
Например, первый пункт уже можно "отменить", так как в 2023 году целый пакет "Оскаров" взял фильм "Все везде и сразу", включая номинацию "Лучший фильм". А это, на секунду, фантастический комедийный боевик. Шах и мат.
Пожалуй, все это можно отнести к сложным взаимоотношениям "жабы и гадюки". Ведь каждому зрителю (а он самый страшный критик) не угодить! Поэтому, если на экране человек видит, то что ему по какой-то причине не по душе, то это не значит, что кино снимали дураки и все отстой. И вообще все куплено!
Кино нужно смотреть с удовольствием. А девиз "не смотрел, но осуждаю" ничего хорошего не даст. И, кстати, отсутствие какой-либо престижной награды не мешает фильму стать культовым.
Итак, простите за много "букав", мы начинаем.
Мажестик (2001)
Кинопоиск: 7.7
IMDb: 6.9
Фильм режиссёра Фрэнка Дерабонта (снявшего до этого суперхиты «Побег из Шоушенка» и «Зелёную милю») с Джимом Керри, который впервые в карьере сыграл действительно драматическую роль. Однако вердикт критиков был приблизительно таким:
Тяжеловесный и затянутый, «Мажестик» тонет в вынужденной сентиментальности и напоминает смесь других, куда более удачных фильмов.
Семь жизней (2008)
Кинопоиск: 8.2
IMDb: 7.6
Фильм с очень драматичным Уиллом Смитом в главной роли стремился нанести сильный эмоциональный и трагедийный удар по критикам, неся в себе выигрышную тему искупления, однако многим он показался скорее мрачным и депрессивным, а главное испорченным нелогичными сюжетными моментами. Оценки у фильма хорошие, но на «Оскар» его не взяли.
Призрачная красота (2016)
Кинопоиск: 7.2
IMDb: 6.8
Фильм с великолепным актёрским составом (Уилл Смит, Кейт Уинслет, Эдвард Нортон, Кира Найтли и Хелен Миррен), который часто попадает в подборки с формулировкой «провальный, несмотря на кучу звёзд».
Критики посчитали задумку фильма не глубокой, а непреднамеренно смешной — вплоть до наречения сюжета откровенно нелепым.
Разрисованная вуаль (2006)
Кинопоиск: 7.9
IMDb: 7.4
Красивая историческая мелодрама с Наоми Уоттс и Эдвардом Нортоном, хорошо сыгранная и получившая высокие зрительские баллы. К тому же это экранизация популярного одноимённого романа британского писателя Сомерсета Моэма. Неуспех фильма в наградном сезоне можно объяснить цитатой критика из Los Angeles Times:
В фильме есть все элементы, чтобы стать великим эпосом, но ему не удается соединить, перефразируя Э. М. Форстера, прозу со страстью. Он безупречен, но оставляет вас равнодушными
Приговор (2010)
Кинопоиск: 7.7
IMDb: 7.2
Критический консенсус на Rotten Tomatoes сразу расставляет всё по местам:
Не особо убедительный и более манипулятивный, чем должен быть, «Приговор» делает ставку на реальную историю в основе фильма и солидные актёрские работы Хилари Суонк и Сэма Рокуэлла
Манипулятивность и излишняя сентиментальность — важные атрибуты фильмов, которым выдают статус Oscar bait.
Заплати другому (2000)
Кинопоиск: 8.1
IMDb: 7.2
На бумаге фильм выглядит как надёжная приманка для «Оскара». Он объединил двух недавних лауреатов премии «Оскар» — Кевина Спейси и Хелен Хант (а также главного киноребёнка начала нулевых Хейли Джоэла Осмента) — и поместил их в трогательную историю о самоотверженности, практически безгрешном мальчике, чья щедрость не знает границ, и жестокой реальности. Однако критики лишь посмеялись над сентиментальностью фильма, особенно им не понравилась крайне манипулятивная своей внезапной трагедийностью концовка.
Александр (2004)
Кинопоиск: 7.2
IMDb: 5.6
Фильм известен как один из наиболее критикуемых фильмов 21 века. Кроме того, он имеет практически официальный статус самого исторически неточного исторического фильма.
Хотя на бумаге всё смотрелось неплохо: Оливер Стоун в кресле режиссёра, подающий надежды Колин Фаррелл в главной роли (а с ним Анджелина Джоли, Вэл Килмер, Энтони Хопкинс и Джаред Лето) в исторически-биографической драме с неслабым бюджетом. Но вот беда, вместо хоть одной номинации на «Оскар» фильм получил шесть номинаций на «Золотую малину» и самую низкую оценку на IMDb во всей подборке.
Дворецкий (2013)
Кинопоиск: 7.4
IMDb: 7.2
Фильм с обладателем «Оскара» Форестом Уитакером в роли Сесила Гейнса, дворецкого Белого дома, который за 34-летнюю карьеру обслуживал восемь разных президентов США. Кроме Уитакера тут снялись Алан Рикман, Робин Уильямс, Опра Уинфри и даже Мэрайя Кэри.
Что же могло пойти не так, когда на руках такой сюжет и такие звёзды? Ответ: ярые исторические неточности и крайне неровный сюжет. Ну и уже знакомая нам атмосфера манипулятивности со всеми возможными оскароманящими приёмчиками, которые тут, по мнению многих критиков, выглядят как клише.
Жизнь Дэвида Гейла (2002)
Кинопоиск: 8.1
IMDb: 7.5
Фильм с Кевином Спейси и Кейт Уинслет, поднимающий вопрос применения смертной казни в США, столкнулся с неодобрением со стороны критиков:
Вместо того, чтобы предложить убедительный аргумент против смертной казни, этот неправдоподобный, запутанный триллер словно бьёт зрителя по голове своим посылом
В сердце моря (2015)
Кинопоиск: 7.2
IMDb: 6.9
Фильм о выживании команды китобойного судна — реальной истории, которая вдохновила Германа Мелвилла на создание знаменитого романа «Моби Дик». Эпичная драма Рона Ховарда с мощным актёрским составом не дотянула до статуса премиального кино. По мнению критиков, картина не дала той глубины, к которой так стремилась, и получила консенсусный статус «очаровательно, но очень банально».
Последняя дуэль (2021)
Кинопоиск: 7.4
IMDb: 7.4
Тот случай, когда фильм действительно получился неплохим и мог бы претендовать на награды, но жюри «Оскара» проигнорировало эту любопытную историческую драму Ридли Скотта с тремя точками зрения на одни и те же события.
Критика системного женоненавистничества в «Последней дуэли» не так эффективна, какой могла бы быть, но она остаётся хорошо сыгранной и заставляющей задуматься драмой, наполненной эпическим величием.
Сын (2022)
Кинопоиск: 7.1
IMDb: 6.4
Самый напрашивающийся Oscar bait фильм в подборке. Картина Флориана Зеллера, который только-только выпустил успешную на «Оскаре» драму под названием «Отец». А вот теперь им снят «Сын» с Хью Джекманом, Ванессой Кирби и Лорой Дёрн. Тут даже и Энтони Хопкинс появился! Ну и где «Оскары»?
Однако в отличие от искреннего и эффективного тона «Отца», «Сын» следует манипулятивным путём. По мнению обозревателей, фильм представляет собой перегруженную, не совсем понятную и плохо продуманную мелодраму, которая скорее злит, а не интригует.