В ноябре 2017 года во время поисков места падения советского истребителя, который был обнаружен саперами Ленинградского военного округа, было найдено место падения еще одного самолета. Им оказался немецкий бомбардировщик Юнкерс 88А4, который был "законсервирован" в болотистой местности все эти годы. Давайте посмотрим, как происходило извлечение останков этого самолета в продолжении поста.
Место обнаружения Юнкерса
При визуальном осмотре воронки, которая в диаметре составляла около 6 метров, было видно, что самолет подвергался разграблению на металлолом, предположительно 40 лет назад.
Беглое обследование вокруг воронки показало наличие останков экипажа (как минимум 2х человек)
В старых отвалах грунта, который был извлечен из воронки еще до нас, были обнаружены следующие предметы: суконная пилотка Люфтвафе, пряжки пристяжной системы парашюта в количестве 5 шт., сильно окислившийся личный жетон одного из членов экипажа, стальной каркас от ранца парашюта.
При дальнейшем обследовании, примерно в 80 метрах от первой воронки, была найдена вторая воронка, в которой тоже присутствовали фрагменты самолета.
Раскопки на месте падения
В обоих воронках на глубине порядка 4-5 метров прощупывались большие фрагменты металла. Далее было принято решение укрепить стенки обоих воронок кольями и продолжить поисковые работы в зимний период.
В конце января 2018 г. болото хорошо промерзло и работы на месте падения Юнкерса были возобновлены.
Пилотка
В первой воронке на глубине 1.5 метра начали попадаться фрагменты человеческих тел. По всей видимости, болото сработало как естественный консервант, сохранив не только костные останки, а также мягкие ткани.
Все найденные останки находились в перемешанном состоянии (не в скелете), что подтверждало версию разграбления самолета ранее.
В ходе работ на глубине около 5 метров были обнаружены следующие предметы:
Наручные часы из желтого металла с кожаным ремешком;
Наручные часы из серого металла со стальным ремешком с надписью: D.R.G.M. на замке
Штурманская линейка;
Пустая кабура от пистолета Браунинг образца 1922 г.;
-Две пары летных очков;
-Галстук черного цвета;
-Сильнодеформированные сигнальные патроны белого огня 3 шт.;
-Фуражка офицерская;
Поясной кожаный ремень с пряжкой Люфтвафе, на ремне имелось клеймо первой бомбардировочной эскадры Люфтвафе;
Сильнодеформированный сигнальный пистолет Вальтер с отломанной рукоятью
Фрагменты брезентовых комбинезонов
Пара кожаных мужских туфель 42 размера фирмы Саламандер;
-Два центральных замка парашютной системы и одно вытяжное кольцо парашюта;
Остатки немецкой летной карты
Судя по количеству извлеченных из воронки останков- вместе с самолетом погибли все четыре члена экипажа. При осмотре обломков, извлеченных из воронки, были обнаружены 34 технических шильды, на одной из которых были указаны модель самолета: 088, серия: 14, номер самолета: 4037, и год производства1942.
Согласно немецким документам: "Ju 88A-4 № 4037 Stab.I./KG1 03.09.1942 столкновение в воздухе, Ладожское озеро.
Maj Keppler H., F. (к-р эскадры);
Fw. Schubert W., Bf.;
Ofw. Windisch A., Bo.;
Fw. Niersberger W.,Bs.
Кепплер Ганс (Keppler Hans), 11.02.1912. Майор (посмертно присвоено звание подполковника). Командир 1-й бомбардировочной эскадры (KG.1 «Hindenburg»), 20.08.1942-03.09.1942. Участвовал в боях над Советским Союзом с 19 сентября 1941 года. Произвел более 300 боевых вылетов.
Кавалер Рыцарского креста (20.08.1942).
Награжден Германским Золотым крестом (09.03.1942),
Почетным серебряным кубком за отличие в воздушных боях (05.12.1941),
Железным крестом 1-й степени (23.05.1940), медалью Зимней битвы на Востоке (16.07.1942).
3 сентября 1942 года на бомбардировщике Ju 88 был случайно протаранен истребителем сопровождения Bf 109 ефрейтора Эдуарда Лангвенингса из JG.54 «Grunherz», взорвался и погиб вместе с экипажем."
В последствии были найдены дюралевые фрагменты самолета, на которых краской желтого цвета был продублирован номер.
Ключ от домика в Германии... не пригодился.
Детали застежки от парашютной системы.
Предметы, найденные на месте падения
Шильдик с маркировкой
Кожаная перчатка летчика люфтваффе
Во второй воронке на глубине около 4.5 метров был обнаружен один из двух авиационных двигателей - JMO 211.
Двигатель от Юнкерса в отличном состоянии
Место, где проводились раскопки
Вид сверху, с мирного неба.
Отсюда
тыц
Вечная память всем героям!! НО... С той стороны так же ищут своих детей- внуков. Забывать эту войну нельзя Советский Союз вытянул этот ЭПИЧЕСКИЙ бой очень большой жертвой. Много людей погибло. Мы ищем своих дедов и прадедов до сих пор. И мы помним!!!
Всем известна фраза Суворова "Война не закончена, пока не захоронен последний солдат". Спросив у Гугла о первоисточнике, нашел только легенду, что "22 сентября 1789 года к Суворову после Рымниковского сражения подошли генералы и сказали: «Мы победили. Война окончена!». На это генералиссимус ответил: «Нет, не окончена! Война не окончена, пока не захоронен последний солдат»."