Глядя на ужасающие московские пробки, начинаешь подозревать их участников в склонности к мазохизму. Между тем дело обстоит совсем наоборот – большинство "автолюбителей" убеждены в том, что именно они и обладают свободой. В отличие от тупых дурачков, давящихся в метро
Каждое утро я еду на работу в центр Москвы из ближнего Подмосковья. Еду автобусом и метро, причём — из абсолютно рациональных соображений. Жизнь показала, что в среднем я приезжаю на 20-30 минут раньше, нежели те, кто добирается примерно из той же точки на личном автомобиле.
По дороге я наблюдаю огромную, бесконечную пробку, которая начинается почти сразу после Кольцевой. Лица людей, сидящих в автомобилях, выражают прямо-таки целый спектр боевых настроений – от "да мне плевать" до "дайте наконец дорогу, сволочи!" Понятно, никакой особой благостности на этих лицах не увидишь. Большая часть едущих к себе в офисы крайне недовольна происходящим. На их физиономиях написано глобальное "Ц".
Кстати, дорогой читатель, знаешь ли ты, что такое "Ц"? Это реакция, выдающая типичного русского из мегаполиса почти всюду. В самом глухом европейском захолустье, где люди привыкли перемещаться медленно, без стрессов и попыток обогнать время, вы можете встретить человека, который, не будучи удовлетворён темпом движения, обязательно скажет в спину мешающему ему европейскому пенсионеру нечто вроде "Ц".
Будьте уверены, этот человек, скорее всего, родился в СССР. Причём в его наиболее индустриализированных регионах. Он привык к другим темпам движения. Более того, он убеждён, что нормальное состояние – мгновенная телепортация из пункта А в пункт Б, а всё остальное лишь досадные помехи, созданные врагом рода человеческого.
Казалось бы, так и есть…
Но глядя на ужасающие московские пробки, начинаешь подозревать их основных участников в особой склонности к мазохизму. Между тем дело обстоит совсем наоборот – большинство "автолюбителей" (если уж использовать этот дурацкий советский термин) убеждены в том, что именно они и обладают СВОБОДОЙ. В отличие от тупых дурачков, ждущих автобуса и давящихся в метро.
Автомобиль, говорят они, позволяет тебе ехать куда угодно и когда угодно. При этом ты едешь в пространстве, максимально напоминающем личную комнату. В общем, путешествие на машине не мешает твоей приватности. А вот общественный транспорт тебя от всего этого отрывает. Ты связан расписанием (вы же понимаете, что такое расписание в России!), должен платить за дорогу (как будто бензин ничего не стоит…) и, вдобавок, самый эротический в мире советский транспорт не позволит тебе испытывать чувство личной обособленности от суетного мира.
Для достижения всех этих прекрасных вещей нормальному человеку требуется автомобиль.
Вот тут-то и начинаются парадоксы секулярного понимания свободы. В России оно выражено особенно сильно.
Итак, если серьёзно подходить к вопросу, то свобода по-русски – это всего-навсего возможность не вступать в контакт с другими людьми и жить, говоря словами Достоевского, "по своей глупой воле". Хочу – еду в пункт А, потом в пункт Б. В общем, этакий "волюнтаризм".
И это, конечно, правильно.
Однако с определённого момента у так понимаемой свободы возникают проблемы.
Неизбежно наступает момент, когда подобную "привилегию" при некоторых усилиях могут получить почти ВСЕ. Результаты потрясают.
"Свобода" немедленно девальвируется. То есть каждый может позволить себе, к примеру, личный автомобиль. Но делает ли это его свободнее?
Ничуть! Начинается настоящий ужас.
Там, где раньше можно было спокойно проехать, вдруг образуются гигантские пробки. Тысячи людей, верящих в то, что они в некие времена обрели "свободу", мучительно, часами, ждут момента, чтобы проскочить со второстепенной дороги на главную.
Интересно, что эта проблема не решается вообще никак. Есть территории, где построить новые "развязки" попросту не представляется возможным. Я с ужасом наблюдаю гигантские дома-муравейники около Ленинградского шоссе, ещё пока незаселённые. А ведь настанет день, когда там будут жить люди, и в каждой семье будет как минимум один автомобиль. Дорога же к шоссе не может быть увеличена в принципе, разве что построить нечто вроде гигантского висячего моста…
В общем, следующая степень "свободы" – это портативные летательные аппараты, что, в свою очередь, кончится их массовой доступностью и постоянными падениями этих конструкций на головы прохожих…
Другой вариант – развитие систем удалённой работы, когда людям просто не потребуется ездить в офис. Этакий крайне консервативный подход…
Тем не менее, жизнь показывает – зацикленность на внешней свободе приводит к тому, что она обращается в собственную противоположность. Те, кто считает возможность "не сталкиваться с другими людьми по дороге на работу" истинной свободой, похоже, ошибаются. Им всё равно придётся сталкиваться, просто ситуация будет сложнее. И даже возможность заплатить за иную степень "свободы" оказывается всего лишь временным явлением…
Так, может быть, истинная свобода заключается в чём-то другом?
Как говорится, "подумайте об этом"…
(c) Вадим Нифонтов