Каким должен быть идеальный лайнер? Тихим, быстрым, комфортабельным, экономичным, экологичным, недорогим.
Американская НАСА проводит конкурсы для ведущих авиаконструкторов мира. К разработкам предъявляют
серьезные технические требования. Так, скорость полета должна составлять не менее 85% скорости звука,
дальность – более 7000 миль, грузоподъемность от 23 до 46 тонн. В России между тем авиапромышленность
тоже выходит из спячки, и это не ограничивается разговорами Прохорова про «ё-самолет».
Проект лайнера будущего МС-21 обрастает новыми подробностями – концерн «Радиоэлектронные технологии»
(КРЭТ, входит в Ростех) нашел способ сделать так, чтобы бортовое оборудование самолета было на 80%
российского производства. Посмотрим, что еще есть в мире. На чем нам предстоит летать уже в ближайшем будущем?
Фото из шоу-рума КРЭТ
Icon-II
Проект под рабочим названием Icon-II разработала компания «Боинг».
Сверхзвуковой самолет выдает рекордно низкий уровень шума
и потребляет значительно меньше топлива, чем существующие модели.
Green Supersonic Machine
Этого красавца разработали в Lockheed Martin. V-образный дизайн, решенный в зеленом цвете,
уже намекает на повышенную экологичность лайнера. Впрочем, технические характеристики пока толком неизвестны.
«Летающее крыло»
Компания Northrop Grumman представила проект гражданского авиалайнера
типа «летающее крыло», дизайном напоминающий знаменитый американский бомбардировщик B-2.
Hybrid Wing Body H-Series
Это проект Массачусетского технологического университета реализует концепцию широкофюзеляжного крыла.
Проект от GE Aviation
Небольшой самолет от компании GE Aviation – суперэкономичный и чрезвычайно тихий.
Ему не требуется много места для взлета, да и сесть этот лайнер способен практически на любую площадку.
Обещают создать крошку к 2030 году.
А это – концепт, разработанный учеными НАСА совместно с несколькими американскими университетами.
По идее, соединение хвостовой части с крыльями должно не только снизить сопротивление воздуха,
облегчив тем самым управление самолетом, но и сократить расход топлива.
К 2016 году в России появится собственный современный пассажирский гражданский лайнер среднемагистрального типа – MC-21.
Новая модель будет выбрасывать в атмосферу на 15-25% углекислого газа меньше, чем существующие самолеты.
MC-21 – по большей части российская разработка. Двигатель для него, ПД-14, соответствующий всем европейским
требованиям и нормам безопасности и экологичности, производят в Перми. Бортовое оборудование (БРЭО) тоже будет российское.
Совсем недавно компания «Авиаприбор-холдинг», входящая в концерн КРЭТ, выиграла конкурс и уже заключила
контракт на изготовление первых опытных образцов оборудования.
Макет кабины МС-21
Бортовая техника обычно разрабатывается под конкретный лайнер, а уже потом, по мере необходимости,
адаптируется к другим моделям самолетов. Проблема в том, что адаптация сегодня стоит не намного меньше,
чем разработка нового комплекса. КРЭТ обещает универсальное решение, которое позволит тратить
на адаптацию не более 15% от первоначальной стоимости и устанавливать БРЭО на другую технику, например, вертолеты.
Россия давно нуждалась в современном конкурентоспособном оборудовании для авиации.
Вряд ли бы удалось создать его без консолидации приборостроительной отрасли.
Сам концерн КРЭТ образовался не так давно – в 2009 году в рамках корпорации Ростех.
В 2012 он включил в себя холдинг «Авиаприборостроение».
Итак, впервые за последние 20 лет идут разговоры о самолете с российской «начинкой».
Может, через 5 лет нам и не понадобятся NASA-вские разработки.
Источник