10 место — День сурка (1993)

Комедия, созданная вопреки всем обстоятельствам. На съёмках шли споры, актёры мёрзли в зимнем Иллинойсе, а Билл Мюррей конфликтовал с режиссёром. Но результат — один из самых самых остроумных фильмов 20 века. История метеоролога, застрявшего во временной петле, превращается в притчу о том, как бесконечный день может изменить человека.
9 место — Молодой Франкенштейн (1974)

Мел Брукс известен разудалой, самобытной комедией, но именно здесь он создаёт почти идеальный фильм-пародию. Чёрно-белая картинка и туман напоминают о хоррорах Universal 1930-х, а актёры создают карнавал абсурда. Джин Уайлдер, Тери Гарр и Питер Бойл передают безумный привет старому Голливуду, делая это одновременно нежно и разрушительно смешно.
8 место — Фарго (1996)

Коэны начинают фильм с подмигивания: «Это реальная история». Но с каждой минутой становится ясно, что вас аккуратно водят за нос. Наивные акценты Северной Дакоты сталкиваются с жёстким криминальным сюжетом, а отчаянный план героя Уильяма Мэйси превращается в цепочку ужаса, которая почему-то вызывает смех. К финальной сцене с дробилкой для древесины чёрный юмор достигает пика. А какой тут Стив Бушеми!
7 место — Утиный суп (1933)

Самый дикий и свободный фильм братьев Маркс. Словесные атаки, физический хаос и политический абсурд сливаются в поток, который разрушает все правила, а каждая сцена — маленький бунт против логики. Тут у нас вымышленная банкротящаяся Фридония и её лидер в исполнении Граучо Маркса. С годами фильм стал главным манифестом безумия братьев.
6 место — Монти Пайтон и священный Грааль (1975)

Ребята из Монти Пайтон решили растянуть один сюжет — поиск Грааля — на полнометражное кино и превратили его в череду абсурдных испытаний. Рыцари сталкиваются с французами, которые бросаются скотом, с кровожадным кроликом и с Чёрным Рыцарем, уверенным, что потеря всех конечностей — это просто царапина. В результате набор скетчей превращается в комедийный эпос.
5 место — В ожидании Гаффмана (1996)

Кристофер Гест использует придуманный им же мокьюментари-стиль и собирает команду мастеров импровизации. Небольшой американский городок готовит любительский мюзикл, и все жители уверены, что его заметят на Бродвее. В центре — режиссёр-энтузиаст, лишённый вкуса так же стопроцентно, как и чувства реальности. Тонкое высмеивание местечкового пафоса и вечного стремления к славе.
4 место — Великий диктатор (1940)

Чарли Чаплин показывает, насколько мощной может быть сатира. Он пародирует фашистских диктаторов, превращая их жесты и амбиции в цирк тщеславия. Прыжки по шторам, игра с надувным глобусом — всё это забавно до момента, когда он говорит в камеру серьёзно. Прямое обращение делает фильм не только смешным, но и исторически важным. Посмотрите на год выхода — это не фильм-осмысление, а кино изнури событий.
3 место — Энни Холл (1977)

Фильм стоит между ранним Вуди Алленом и его более серьёзными работами. История отношений Альви Сингера и Энни Холл — смесь неврозов, романтики и самоиронии. Диана Китон становится символом эпохи, а сам фильм — тонкой комедией, которая и смеётся, и грустит одновременно.
2 место — В джазе только девушки (1959)

Джек Леммон и Тони Кёртис притворяются женщинами, спасаясь от мафии, и попадают в музыкальный коллектив, где выступает Мэрилин Монро. Парики сползают, голоса срываются, а желание героев строить романы только усложняет маскировку. Лёгкая провокация, отличный темп и одна из лучших финальных реплик в истории кино.
1 место — Голый пистолет (1988)

Супертрио Цукер–Абрахамс–Цукер превращают пародию в безумное безумие. Фильм смеётся над всем: от полицейских драм до политики и холодильников с просроченной едой. Лесли Нильсен в роли Франка Дребина создаёт образ человека, настолько уверенного в себе, что даже его катастрофическая некомпетентность кажется естественной. Это кино, где каждая минута — повод для новой шутки.











