Время пострелять: о перспективах развития онлайн-игр в России

Автор:
673
2,3 миллиарда… Именно столько людей в мире играют в компьютерные и мобильные игры. А как обстоят дела в России, в каком направлении будет развиваться игровая индустрия в ближайшие 5 лет?

Время пострелять: о перспективах развития онлайн-игр в России
Чтобы ответить на этот вопрос, давайте вкратце рассмотрим хронологию развития игр на российском рынке.

2012


Согласно Mail.ru Group, почти 90% аудитории в РФ играет в онлайн-игры как минимум 2 раза в месяц. Средний возраст игроков составил 33 года. Интересно, что подавляющее число геймеров – это студенты и люди с высшим образованием. Если российские девушки предпочитают браузерные игры, то мужчины чаще играют в клиентские.

В 2012 году обороты рынка видеоигр достигли 1,3 млрд. долларов. Основной рост обеспечил онлайн-сектор – примерно 0,9 миллиарда долларов. Всего за два года объем онлайн-игр вырос в 2,4 раза, тогда как интерес к офлайн-развлечениям упал на 12%.

9 лет назад основная доля приходилась на ролевые ММО-игры – более 60%. Также пользователи интересовались развлечениями в социальных сетях. Между тем, сегмент ММО наиболее интересен разработчикам, так как здесь находится самая лояльная аудитория. В среднем она тратит на дополнительные платежи около 1100 рублей ежемесячно.

Самое интересное событие 2012 года – игровая индустрия обошла кинопрокат по объемам рынка. Лидером по динамике роста стали мобильные и онлайн-игры.

2019


По результатам исследования компании MY.GAMES в 2019 российский рынок видеоигр продемонстрировал просто феноменальный рост – 120,4 миллиарда рублей. Основным драйвером роста стали онлайн-развлечения на ПК и мобильных устройствах. Гемблеров, которые смотрят игровые трансляции и платят стримерам, стало примерно в 2 раза больше. Если мужчины предпочитают соревновательные и тактические жанры, то девушкам больше нравятся симуляторы жизни, тайм-менеджмент и музыкальные.

• Почти 40% респондентов отметили, что играют ежедневно.
• 85% запускают мобильные игры онлайн хотя бы раз в месяц.
• Консольный рынок показал негативную динамику – россияне стали реже играть на Play Station и Xbox.

2020


Массовая самоизоляция из-за пандемии COVID-19 стала драйвером роста для рынка компьютерных игр. Люди, которые начали проводить большую часть времени в изоляции, стали активнее интересоваться онлайн-развлечениями. Лидерами по выручке среди онлайн-игр стали:
• World of Tanks.
• Dota 2.
• Еще две американские игры League of Legends и Call of Duty: Black Ops 4.
• Fortnite.

Драйвером игровой индустрии в России по-прежнему остаются мобильные игры. Ежегодный прирост составляет 25-30%. А ведь каких-то 20 лет назад для запуска игрового процесса нужно было найти специальную дискету, вставить ее в игровой компьютер и подождать, пока запустится Doom или Duke Nukem 3D. Времена меняются, а с ними меняется техника, подход к онлайн-игрушкам и предпочтения гемблеров.

В основном на российском рынке оперируют 5-6 крупных разработчиков и более 150 мелких. Наметились две тенденции – консолидация и ориентация российских разработчиков на европейский рынок. Это касается не только создания онлайн-игр с нуля, но и полноценный перенос бизнеса в другую страну. Потому что там платежеспособная аудитория, не такие высокие налоги и хорошая корпоративная культура.

2021


Среди основных тенденций игрового рынка исследователи отмечают рост мобильного сегмента (более 50% рынка) и азартных игр. Несмотря на официальный запрет онлайн-казино в России, пользователи продолжают находить «лазейки», делать ставки в зарубежных казино онлайн, игровых слотах и баккаре.

В октябре 2020 Constanta представила результаты исследования, проведенного совместно с компанией Huawei. Объем выручки от гейминга в России может вырасти до 40 млрд. рублей уже к 2023 году. Среди основных драйверов роста:
• игры в «облаке»;
• киберспорт;
• игровые продукты VR и AR;
• различные игровые тарифы.

Казино и не только. Как устроен рынок онлайн-гэмблинга в России


В мировой культуре образ игры в рулетку формировался десятилетиями. У многих он вызывает ассоциации с приключениями и серьезными рисками проиграть все состояние. Не последнюю роль в этом сыграли знаменитая серия «Одиннадцать друзей Оушена» и фильмы «бондианы». Благодаря цифровизации, индустрия азартных развлечений не только демократизировалась, но и переместилась в онлайн. Гэмблинг в России – это большой «кусок пирога» индустрии онлайн-игр. Внутри него находятся разные виды игровой деятельности: ставки на спортивные события, live-казино, покер, кено и пр.

«К 2024 г доходы от онлайн-гемблинга превысят отметку в 73 миллиарда долларов» – Hexa Research.

В России разрешены такие виды гэмблинга, как беттинг (ставки на события в мире спорта), различные лотереи и тотализатор. Также есть возможность посетить наземное казино в отдельных игровых зонах. А вот деятельность онлайн-казино в России запрещена на законодательном уровне. Тем не менее, последние 10 лет онлайн-казино в России находится в стадии активного развития. Каждый год мы наблюдаем тенденции роста. Это касается не только количества игроков, но и объемов инвестиций. Вполне ожидаемым трендом в ближайшее время станет использование технологий виртуальной реальности (VR, AR) в игровых автоматах, рулетке и покере. Игрок сможет сесть за игровой стол в прямом смысле слова, почувствовать всю атмосферу игрового клуба, получить несравненное удовольствие.

Также эксперты прогнозируют увеличение рынка за счет доступных услуг онлайн гэмблинга на экране мобильного. Не последнюю роль в этом процессе сыграет развитие сетей 5G.

Перспективы онлайн-игр в России в ближайшие 5 лет


В долгосрочной перспективе одним из самых интересных направлений должен стать облачный гейминг. Данный сегмент развивается не так активно, как хотелось бы, но имеет большие перспективы. Развитию препятствуют качество Интернета в некоторых регионах, отсутствие эксклюзивного контента. Тем не менее, свои подразделения облачного гейминга открыли многие известные компании. Например, МТС, Mail.ru, Сбер («умная» приставка Sberbox).

Еще одно знаковое событие, которое однозначно повлияет на развитие игровой индустрии – введение курса по киберспорту в некоторых вузах России. По состоянию на август 2021 года, ФКС России тесно сотрудничает с Финансовым университетом при правительстве РФ и НИУ ВШЭ. К декабрю 2022 занятия по киберспорту появятся во многих вузах страны. Финансирование программы до 2024 г – 17,6 миллиарда рублей.

Что касается индустрии онлайн-гэмблинга, ее дальнейшее развитие будет зависеть от действий правительства. Успешная легализация онлайн-казино в соседних Беларуси и Украине в очередной раз доказала перспективность данного сегмента. Остается только одно – разобраться с законодательством и придумать, какую пользу сможет извлечь государство из онлайн-гэмблинга.

Комментарии (0) 

Показать сначала комментарии: