
Отец на аэродроме в Якутске у американского бомбардировщика В-25 «Митчел», 1944 г. Тогда он увлекался фотографией, оформлял стенгазету - и ему, одному из немногих, позволялось снимать на военном аэродроме.

Послужной список отца сохранил оттиск печатьи полка

Многие фото сделаны фотокорреспондентом журнала "СССР на стройке" Дмитрием Дебабовым, с которым отец был очень дружен,. Этот портет Героя Советского Союза Ивана Мазурука.

Я не уверен, но мне кажется, что это в кадр попал сам фотокорр Митя Дебабов

Да, похоже это он...

И фотоаппарат есть и журналистский задор...

Станичка из фронтовой записной книжки отца. Записан домашний адрес Мити Дебабова. Знаю, что незадолго до смерти корреспондента в 1949 году, отец неоднократно бывал у него в гостях.

И все же, про самолеты! Механики за работой. Тренировочный самолет АТ-6 «Тексан» готовится к перелету из Якутска в запасной авиаполк, где переучивали советских пилотов на американскую авиационную технику.

Таким строем самолеты прилетали из США: впереди – лидер-бомбардировщик со штурманом на борту, в левом и правом пеленге – истребители. На данном фото лидер – В-25, истребители – Р-63 «Кингкобра». 1944 г.

Комполка Власов с женой и сыном. Обратите внимание на картинку на стене - она явно из американского журнала.

Власов на аэродроме, в ожидании прилета перегоночной группы. С-47 (камуфлированный) и Ли-2 (сребристый) – «под парами», в готовности к переброске летчиков-перегонщиков на предыдущий базовый аэродром – Сеймчан. Перегонка по трассе АЛСИБ осуществлялась поэтапно – каждый из полков доставлял самолеты только на своем определенном участке (например, 4 ПАП – от Якутска до Киренска), и далее передавал следующему полку.

Туман, туман...

Над Верхоянским хребтом, одним из наиболее сложных участков перегонки. Опасная красота - в случае отказа мотора летчика мог спасти только парашют. Но вызволить его из ледового плена гор уже не могла никакая экспедиция.

С 1944 года на истребители и бомбардировщики для СССР опознавательные знаки наносились прямо на заводах, и группы боевых самолетов с красными звездами совершали длительные перелеты над США и Канадой!

Пилот в летном обмундировании...

Советский тяжелый бомбардировщик Пе-8 за одну заправку способен был «поглотить» изрядное количество бочек бензина...

Тут бочки видны лучше.

Этот кадр отец считал испорченным. Но только на нем чудом сохранилось изображение полковой стенгазеты.

Мороз минус 55, а механикам нужно все проверить...

Отец. Еще младший лейтенант. И пока всеего одна медаль...

Осмотр самолета перед полетом. Отец справа.

И.П.Мазурук в штабе полка...Рядом с ним - начальник политотдела Пушкаревский, за столом -начштаба И.Прянишников

В пилотской кабине бомбардировщика В-25: проверка оборудования перед отправкой на фронт.

Командир эскадрильи майор Дроздов. «Аэрокобра» к вылету готова! За 5 минут до отправки на Запад.

Метеосводка перед вылетом...

Улетел... «Королевская кобра» Р-63 на взлете.

Летом в Якутске было тепло. Батя стоит на фоне немецкого самолета Зибель Si-204D - несколько трофейных самолетов было передано в ГУСМП.

Этот кадр, естественно, не из нашего архива. Его прислал один из затоков немецкой авиации, чтобы показать этот самолет "в натуре". Это трофейный Si-204 "Зибель Флюгцойгверке" - похоже, что это именно он.

Как на параде! «Кингкобры» ждут «добро» на вылет.

В столовой....

Это фото сделано Дм. Дебабовым, но на отцовский фотоаппарат. Отец стоит в строю прямо под самолетом-лидером В-25, и весело смеется, что явно не по уставу. Я отметил его местонахождение точкой на траве…

Это папин товарищ - летчик Дьяков. Больше я о нем почти ничего не знаю. Помню из рассказов отца, что в 1941 году ему на Западном фронте осколком снаряда выбило передние зубы. Поэтому он улыбался золотозубо.

За перегонку боевых самолетов через Сибирь награждали фронтовыми орденами! (Летчик Алпатов)

Американская летающая лодка «Каталина» на реке Лена.

Что-то строят на аэродроме

Причем, у самой околицы...

Местное население

И танцы...

Давай закурим?

Молодой летчик

Нюхавший пороху

Настоящий ас

На собрании...

Страничка из записной книжки фронтового времени. Памятка о встрече друзей. Через интернет мне удалось узнать о М.Г.Клтменко многое - отец с ним познакомился в ГВФ. Клименко был у него инструктором.

Река Лена в Якутске

Глиссер был сделан самими механиками для обслуживания прилетавших гидросамолетов...

Этот мальчик из далекой Якутии, стоящий на глиссере, в будущем станет полковником. Будет служить в Москве. А пока ему 12 лет... В общем. это мой старший брат - Леня.

Мотор был авиационный, М-11 - с самолета По-2

Судя по записи на обороте фотографии - эта «Каталина» через несколько дней после фотосъемки утонула в реке Лене 13 августа 1943 года. Там она, очевидно, и лежит по сей день...

"Каталина" летит над Верхоянским хребтом. Валерий Романенко из города Киева, все время поправляет меня - не "Санта-Каталина", а просто "Каталина". Мол, город был такой - Санта Моника... Но, не знаю от чего, отец всегда называл ее "Санта-Каталиной". Он на ней много летал. Похоже, что он просто ее боготворил!

Под крылом американской летающей лодки «Каталина» течет русская река Лена.

Этот самолет вызывал у отца чуство восхищения. Он любовался им... Фотографировал его многократно. Искал самый выгодный ракурс.

И однажды даже зарисовал некоторые ее габариты... Зачем? Не знаю. Просто в один прекрасный день этот листок выпал из его фронтовой записной книжки.

Самолеты на посадку, похоже, уходили по одному. Очевидно так было предписано инструкциями. На всех сразу ВПП явно не хватало... самолет-лидер садился последним...

Первое мая. В честь этого - футбол!




Команда летчиков.


Атака ...

Внимание!!!

Гол из 1943 года

Неожиданный гость – трофейный немецкий Юнкерс Ю-52 – заходит на посадку.


И эти Кинг-Кобры уже ждут своего приказа...

А механикам ждать следующих - с Аляски

Еще один номер стенгазеты. Обратите внимание на фото под портретом Сталина...

Оно сохранилось в архиве потому. что на нем был снят сам отец.

Запомните нас молодыми!

Привезли почту и кинофильм

И как они летали в -50 без теплых кабин?

Советские авиабомбы калибра до 100 кг включительно можно было подвешивать на держатели американских бомбардировщиков без всяких проблем. На фото - фугасная «сотка» ФАБ-100сл обр. 1941 г.

7 ноября 1944 года. Аэродром...

А империалисты к празднику прислали еще порцию самолетов... Что-то у нас идеологически не стыковалось тогда в лозунгах.

Комполка Власов летал при полном параде...

"Зибель" Si-204D - трофейный немецкий легкий транспортный самолет, с надписью «АВИААРКТИКА» на борту.


Дети войны. Они еще могли улыбаться. Им повезло - они были в глубоком тылу, куда не долетали фашистские самолеты... Ах, ошибка! Как раз и долетали... Если заглянуть в будущее этого паренька, то он не только закончит МАИ, но и на долгие годы станет преподавателем 407 кафедры, кандидатом наук... При всем при этом оставаясь моим старшим братом - Леонидом!

Люди полка. Реальные. Не из фильма "Перегон".

Летчик и механик.

Ветер благоприятствует полетам

Туман... Приказа на вылет нет!

Прилетели из штатов. Полны впечатлений!

Вручение медали...

Звезды на истребители на американских заводах наносились хоть и красного цвета, но по американским трафаретам – поэтому получались на круге (согласно стандарту USAAF), а не в двойной окантовке, как в советских ВВС.

К вылету на фронт самолет готов! В кабине «королевской кобры».

Связь есть!

Прилет генерала из Москвы, на американском тяжелом бомбардировщике В-24 «Либерейтор». Два таких самолета были подарены американцами, и активно использовались на перегоночной трассе как VIP-«транспортеры».

Фото на память

На фронт!

Комэск И.П. Дроздов и его механик у «Кингкобры» Р-63.

Кто ж так серебром паяет? Трубка лопнет! Ремонт американского бомбардировщика В-25.

Разбор полетов

Видимо, разговор достаточно труден!

И с этого ракурса - попахивает взбучкой...

Виновники происшествия?

Студебеккер, как и «Аэрокобры» P-39Q справа - тоже из США...

В минуты отдыха...

Игра в городки...

В известном фильме "Перегон" слишком много вранья и фантазий. Поэтому я и решился на публикацию реальных документов.
Все фотографии из семейного альбома. 1942-1945 годы

Экипаж машины боевой. В центре - отец. Знаю совершенно точно - в этом полете он исполнял обязанности штурмана. Он хорошо знал весь маршрут. Летал по нему многократно. Ну и ладно. Штурман, так штурман! Все же у него за плечами Тушинская аэроклубовская школа. Имени Косарева - сейчас об этом тоже можно говорить!

На аэродроме. На втором плане – могучая «Кингкобра», использовавшаяся в советской ПВО вплоть до середины 50-х.

Портрет отца 1944 год

Гости на аэродроме

Местная рыбачка. Рыбу сушат на зиму для собак. Называется "юкола".


Аэродромные водители

Советский дальний бомбардировщик Ил-4 – очевидно, на промежуточной посадке при перегонке с завода на Дальний Восток.

Четырехместный «Виллис» GP, знаменитый американский «джип», при необходимости мог вместить значительно больше «ездоков»

ГСС Комполка Власов под крылом В-25

Джип – «Made in USA», бензозаправщик на втором плане – трофейный немецкий...

Только что прилетел из Фэрбэнкса

Топливо летом завозилось по реке, а зимой – по воздуху

За такую работу в тылу давались и ордена и медали...

Дело молодое...


Люди полка



Слева авиатехник А.С.Ткаченко


Эта девушка работала в штабе полка. Больше про нее я ничего не знаю.



Штурман Ахматов

Модник! Обратите внимание на клеш...

Изучение матчасти...

И в минуты отдыха - волейбол. а не беспробудное пьянство, как в фильме Рогожкина.

Вечер. Он задумчтво бродил в одиночестве возле маленькой березовой рощицы, что на краю аэродрома.



Леонид..(Шатихин?). Точно знаю - один из лучших друзей лтца. Встречались до середины 50-х. Вместе, кажется, еще и учились в МАИ...





Власов с женой и сыном

Алпатов



Марк Иванович Шевелев, начальник перегоночной трассы Красноярск-Уэлькаль


Комполка И.Власов



Александров Н.И.

Летчики пришли в гости в местным барышням. Девушки - три сестры. Средняя из них - Евгения Михайловна - вскоре выйдет замуж за моего отца и в 1947 году станет моей мамой.



Техник по электрооборудованию Борис Гаринов



Г.С.Бенкунский, летчик


Метеослужба

"Когда же она кончится, эта проклятая война?"

Мы не все вернемся из полетов!

Приглядитесь - здесь виден разбившийся самолет. «Аэркобра» потерпела аварию, летчик погиб. Сами пилоты говорили с грустью, что их могилы на каждом сотом километре от Камчатки до Урала...

Пилотировать «аэрокобры» с подобным «брюшком» (700-литровый подфюзеляжный дополнительный бак) было непросто – самолет изрядно терял в путевой устойчивости, и скорость полета падала до 300 км/час. А без них – не преодолеть расстояния между базовыми аэродромами, доходившее до 1400 км. Нетрудно подсчитать среднее время перелета – и учесть, что 2-3 часа из них могли быть в сложных метеоусловиях…

Однополчане. Встреча Нового 1947 года уже в Москве.

Эти негативы слетали в Канаду и там, кажется, они вошли в книгу. увы, я этой книги так и не получил...

На одном из фото я обнаружил наушники. Сообразил, что точно такие же сохранил мой отец. Да, это они!

Указан на наушниках и их тип (марка)...

На них я смог углядеть имя матери и эмблему ВВС, выцарапанную еще во время войны отцом... Очень трогательно. Я это увидел только сейчас.

В этой коробке отец хранил негативы...

Сбоку на ней написано следующее...

Пакетик для негатива и сам интересен своим текстом...(«Инструкция по эксплуатации бомбардировщика «Бостон»)

А это был отцовский альбом для фотографий...

На одной из его страниц сохранилась фрагментарно схема адаптера к американской радиостанции SCR-274N – ими были оснащены практически все американские самолеты, перегонявшиеся по АЛСИБ (кроме истребителей с радиополукомпасом «Бендикс»).

И еще один реликт - мюллеровский словарь 1944 года. Он из Фэрбэнкса. Конечно, дома были и еще какие-то американские сувениры - авторучка, набор солдатских картинок с самолетами и фривольными барышнями, несколько журналов "Лайф" военной поры, но... все это давным-давно, увы, утрачено.

Кто бы объяснил - почему на отцовской фуражке времен войны - якорь? Я такие видел только в фильме "Торпедоносцы". Или это уже времен ГУСМП?

На погоне отца нестандартный пропеллер. Я его рассмотрел. Мне кажется, что он имеет явно американское происхождение. Возможно это было тогда в перегоночном полку особым шиком? Кто знает...

Это и был настоящий Ленд-Лиз...
Мне кажется, что вся эта история скоро уйдет в прошлое. И все забудется точно также, как забылись люди с этих снимков. Но, может быть, не нужно подменять реальную историю с реальными людьми неудачными фильмами про них... Поверьте, они были когда-то живыми!
Отсюда