Не пропустите самое интересное!
Срочные уведомления в вашем браузере.

Российские футболисты Павел Мамаев и Александр Кокорин устроили шикарную вечеринку в Монте-Карло

Отправить отзыв
Подпишитесь на наши уведомления!
Мы будем рассылать информацию только о важных событиях.

Автомобильные концепты времен СССР (23 фото)

Автор: TriniBot
24-01-2014, 05:47
19549
+84
Хоть в наши дни не так уж и много найдется истинных ценителей отечественного автопрома, но все же некоторые модели советских концептов из прошлого могли стать настоящим прорывом в автомобилестроении, и отношение к современным российским авто было бы совсем другим. Но, к сожалению, не судьба.. Читаем далее.

НАМИ-1

~ 1925 ~


Автомобильные концепты времен СССР (23 фото)

Его часто называют первым легковым автомобилем СССР, хотя НАМИ-1, получивший короткую путевку в жизнь благодаря мелкосерийной сборке, правильнее считать прототипом. Этот фаэтон – прообраз массовой легковушки для нужд молодой Советской республики. И для «первого блина» все получилось неплохо. Вызывает уважение, например, сам процесс разработки. Ведь НАМИ-1 не был лицензионной или, как чаще случалось, нелицензионной копией зарубежного аналога, а представлял собой пример творческого осмысления технических и инженерных трендов эпохи. Отсюда, к слову, и обвинения в копировании Tatra 11 (хребтовая рама) или Lancia Lambda (общий дизайн кузова).

Другой плюс НАМИ-1 – в изначальной приспособленности для эксплуатации в СССР. Отметим огромный 26-сантиметровый дорожный просвет, снаряженную массу чуть ли не в полтонны, обеспечивавшую хорошую проходимость по плохим дорогам, и простоту конструкции, выраженную, например, в отсутствии дифференциала, моторе воздушного охлаждения и полном отказе от контрольных приборов (на первых версиях модели). При хороших базовых качествах НАМИ-1 не хватало лишь лоска инженерной доводки. Именно это обстоятельство, равно как и сложности с подготовкой массового выпуска, встали на пути интересной машины. Автомобилизацию СССР решили начать с сотрудничества с заокеанским концерном Ford, а НАМИ-1, после нескольких сот выпущенных полукустарным способом экземпляров, переместился с дорог и улиц в музеи и запасники.

ГАЗ «А-Аэро»

~ 1932 ~


Автомобильные концепты времен СССР (23 фото)

По нынешним временам этот проект назвали бы защитой диссертации, нежели концепт-каром. Но вы только посмотрите на эти формы и соотнесите их с годом выпуска! В начале 30-х аэродинамика в автомобильной инженерии только вставала с колен и делала первые робкие шаги. И так приятно, что в этом поступательном движении есть и вклад отечественного таланта.

По сути, «А-Аэро» московского инженера Алексея Никитина представлял собой изысканный аэродинамический кузов, надетый на шасси стандартного ГАЗ-А. Машина получилась не просто необычной и привлекательной. Все главные красивости «Аэро», вроде интегрированных фар, закрытых задних арок и увеличенного киля, работали на снижение лобового сопротивления. Причем работали не только в теории, но и на практике. Во время испытаний «Аэро» концепт-кар, мягко говоря, удивил окружающих на четверть снизившимся расходом топлива и максимальной скоростью, выросшей почти на 30 километров в час по сравнению с базовым «газиком». Жаль, продолжения эта чудесная аэродинамическая история не получила. Сам же «А-Аэро» сгинул без следа.

НАМИ-013

~ 1950 ~


Автомобильные концепты времен СССР (23 фото)

Это уже был концепт-кар без скидок и извинений. Его идейный вдохновитель – Юрий Долматовский, родной брат советского поэта Евгения Долматовского. Не только инженер, но и дизайнер, журналист и один из самых известных популяризаторов автомобиля в СССР, Юрий Аронович еще в конце 40-х задумался о плюсах вагонной компоновки. Именно при его участии и началась разработка первого в СССР легкового однообъемника.

Концепт-кар НАМИ-013, как сегодня любят повторять, опередил свое время. В самом деле! Заднемоторная компоновка, пять метров в длину, три ряда сидений и водитель, сидящий перед передней осью – это, как ни крути, прорыв. Увы, энтузиазм Долматовского, встретивший одобрение даже на страницах зарубежной автомобильной прессы, не нашел поддержки в вышестоящих инстанциях. Дальше единственного прототипа дело не пошло, да и тот утилизировали в 1954-м.

А еще через семь лет в США дебютировал заднеприводный, заднемоторный однообъемник Chevrolet Corvair Greenbrier, идеологически очень похожий на машину Долматовского.


Автомобильные концепты времен СССР (23 фото)

ЗИС-112

~ 1951 ~


Автомобильные концепты времен СССР (23 фото)

Опять же на чистый концепт-кар – как на продукт инженерной мысли, призванный вращать шестеренки технического прогресса, этот красавец не тянет. Перед нами «всего лишь» гоночный автомобиль на шасси ЗИС-110. Но даже на весьма специфических линейных гонках – в парных заездах длиной несколько сотен километров, которые устраивались на обычных шоссе, 112-й демонстрировал отнюдь не выдающиеся результаты. Зато на роль дрим-кара – тачки, утверждавшей если не превосходство социалистической индустрии над «загнивающим Западом», то хотя бы паритет сторон, автомобиль подходил идеально.

Детище Валентина Росткова несложно обвинить в подражании концептуальному Buick Le Sabre. Но две машины появились практически одновременно, и обе прекрасны по-своему. Зато в 112-м был истинно русский размах: почти шесть метров в длину, устрашающего вида циклопическая фара по центру, залихватские «усы», растущие из переднего обтекателя, и заходящие на мощные боковины передних крыльев. Это было круто! И не только по дизайну. В самой прокачанной версии рядный (!) восьмицилиндровый двигатель дрим-кара развивал без малого 200 лошадиных сил и, по рассказам современников, перемахивал за две сотни по максимальной скорости.

«Белка»

~ 1955 ~


Автомобильные концепты времен СССР (23 фото)

Потерпев неудачу с НАМИ-013, Юрий Долматовский не разочаровался в вагонной компоновке. И когда руководство Ирбитского мотоциклетного завода задумалось о выпуске на своих мощностях легкового автомобиля, руководство НАМИ вновь стало раскручивать идею компактного однообъемника.

Теперь он и впрямь был совсем компактным – в длину меньше 3,5 метров, а снаряженная масса – около полутонны. При этом микровэнчик, названный «Белкой», имел полноценный пятиместный салон, а его 700-кубовый мотоциклетный мотор выдавал всего 20 лошадиных сил. Однако учитывая низкую массу, этого вполне хватало для поездок по городу. Помимо прочего, «Белка» была изящна и по-хорошему футуристична – чего стоит только передняя часть кабины для доступа в салон, откидывавшаяся вперед. Однако неплохо продуманная с прицелом на серийное производство конструкция так и осталась концептом. Строить автомобили на Ирбите передумали, а второго шанса «Белке» не дали.

МЗМА «Москвич-444»

~ 1958 ~


Автомобильные концепты времен СССР (23 фото)

То, что первый «Запорожец», прозванный в народе «Горбатым», – это клон итальянской микролитражки FIAT, знают практически все. Но не многие в курсе, что в начале своего жизненного пути «Запор», вообще-то, считался «Москвичом».

Согласно первоначальному плану, «Горбатый» должен был встать на конвейер Московского завода малолитражных автомобилей (МЗМА), впоследствии более известного как АЗЛК. Именно для этой цели в Европе закупили несколько экземпляров популярного FIAT 600 – их разобрали, посмотрели что внутри и, скажем так, творчески переработали. Несмотря на изменившийся диаметр колес и косметические изменения во внешнем оформлении, всем было ясно, откуда торчат уши у этой «отечественной разработки».

В конечном счете, позаимствованная конструкция не принесла МЗМА счастья. По распоряжению сверху готовый концепт-проект городского «Москвича» со всей техдокументацией и ездовыми прототипами передали украинскому заводу «Коммунар» – общеизвестному родителю «Запора». А «Москвич» так и остался прототипом.

«Юность» ЗИЛ-118

~ 1960 ~


Автомобильные концепты времен СССР (23 фото)
Автомобильные концепты времен СССР (23 фото)

Один из самых красивых автомобилей, когда либо созданных в Союзе, – автобус «Юность» – можно назвать и гримасой социалистической экономики. Достаточно сказать, что этот автобус создавался на узлах и агрегатах правительственного лимузина ЗИЛ-111. Только представьте себе маршрутное такси или карету скорой помощи массой за четыре тонны да еще и с прожорливым бензиновым V8 под капотом. Абсурд!

Зато внешность «Юности» сделала бы честь и лучшим европейским кузовным ателье того времени. Футуристичный и свежий экстерьер микроавтобуса в советских реалиях казался почти откровением. Даже красавица «Волга» ГАЗ-21 – самый модный в то время автомобиль СССР – рядом с ЗИЛ-118 смотрелась приземленно и скромно.

Не в красоте, правда, счастье. Несмотря на свою стать, «Юность» была внеплановым, полуофициальным и, стало быть, не самым любимым ребенком ЗИЛа. Созданный практически на общественных началах, автобус вышел дорогим в производстве, накладным в эксплуатации (расход топлива превышал 25 литров на 100 километров), а главное, область его применения была слишком уж специфична. На полноценный городской или междугородний автобус он не тянул, а для микроавтобуса оказался слишком громоздким и тяжелым. Словом, даже несмотря на успех на «Автобусной неделе в Ницце» в 1967-м, где машина получила Гран-при, «Юность» так и осталась красивой и во многом прогрессивной конструкцией, которая в итоге оказалась никому не нужна.

ВНИИТЭ ПТ

~ 1963 ~


Автомобильные концепты времен СССР (23 фото)
Автомобильные концепты времен СССР (23 фото)

Вы будете смеяться, но и после второго «облома» с однообъемным автомобилем Юрий Долматовский не сдался. Талантливый и упорный дизайнер решил наступить на грабли социалистического реализма в третий раз. И опять все начиналось как будто неплохо.

Абсолютно здравой идеей адаптации «моноспейса» под нужды такси Юрий Аронович заразил специалистов ВНИИТЭ (Всесоюзного научно-исследовательского института технической эстетики). Взяв за основу опыт эксплуатации такси на базе обычной «Волги» ГАЗ-21 и методично устранив все ее врожденные недостатки, Долматовский представил проект Перспективного Такси.

Надо ли говорить, что это был однообъемник? Водитель сидел перед передней осью, а мотор находился рядом с ведущими колесами, то есть сзади. Кроме того, ВНИИЭТ ПТ получил еще и кузов из стеклопластика, перспективы которого в то время казались безграничными. Не менее революционной выглядела сдвижная дверь справа и огромный по меркам времени объем салона, в котором пассажиры могли сидеть, закинув ногу на ногу. К плюсам машины отнесем также прекрасную обзорность и удобство активной эксплуатации – например, очень важную для такси простоту мойки кузова и уборки салона. Наконец, 50-сильный «москвичевский» мотор обеспечивал вполне адекватные для городского такси 100 километров в час максималки. Увы, как и в предыдущих случаях, работу Долматовского похвалили, да и только.

Зато сегодня, глядя на специализированные Nissan NV200 Taxi, колесящие по улицам Нью-Йорка и Лондона, сложно не заметить целый ворох сходств «японца» с Перспективным Такси от ВНИИТЭ.

«Москвич-408 Турист»

~ 1964 ~


Автомобильные концепты времен СССР (23 фото)
Автомобильные концепты времен СССР (23 фото)

От десятков и сотен заводских прототипов, которые не попали в нашу подборку, этот экспериментальный кабриолет отличается одной принципиальной вещью. Заказ на его изготовление поступил из-за рубежа. Согласно официальной версии, «Москвич-408» со съемной жесткой крышей разработали по просьбе европейского импортера советских автомобилей Scaldia Volga. Такой машиной фирма из Бельгии надеялась подогреть интерес к начавшемуся экспорту обычных 408-х.

Кабриолет из седана сделали самым простым способом – срезав все лишнее. К счастью, «обескрышиванием» подопытных дело не ограничилось. Был усилен кузов, убраны лишние задние двери, а передние лишили рамок. Более того, один из двух построенных прототипов получил алюминиевые кузовные панели и даже мотор с системой впрыска топлива. Но главное, конечно, дизайн. «Москвич-408» и сам по себе слыл автомобилем импозантным, а «Турист» – это вообще чистый секс. Один из самых элегантных автомобилей СССР, увы, так и не удостоившийся чести серийного производства.

ВАЗ-Э1101

~ 1972 ~


Автомобильные концепты времен СССР (23 фото)

С конвейера Тольяттинского гиганта не скатились еще первые «копейки», а конструкторы ВАЗа уже думали наперед. В конце 60-х стало ясно – автомобильная Европа уверенно пересаживается на передний привод. В этом смысле FIAT-124 классической компоновки, выбранный в качестве прообраза ВАЗ-2101, находился в числе отстающих. Вот почему перспективную микролитражку вазовцы видели не только переднемоторной, но и переднеприводной!

Компактный «ВАЗ-Э1101», не иначе как за пронзительно-жалостливый взгляд передних фар прозванный «Чебурашкой», создавался исключительно внутренними силами ВАЗа и без участия иностранных специалистов. Хотя, судя по эскизам, дизайнеры вдохновлялись стилем Austin Mini, Autobianchi A112, Honda N600. Но важнее другое – почти всё вазовцам пришлось создавать с нуля. Не только кузов, но и мотор (0,9 литра с отдачей в 50 лошадиных сил), и коробку передач (четырехступенчатую). Проект трепыхался долго. «Чебурашка» дожил не только до стадии ездового прототипа, но даже до обновленного кузова. Рестайлинг для концепт-кара – это было в духе советского долгостроя. Однако до конвейера дело так и не дошло.

ВАЗ 1801 «Пони»

~ 1979 ~


Автомобильные концепты времен СССР (23 фото)
Автомобильные концепты времен СССР (23 фото)

Оригинальное решение неоригинальной идеи. Легкий открытый автомобильчик – хотите, назовите его багги, хотите – гольф-каром, разработанный к Олимпиаде-80, выделялся и симпатичной внешностью, и нетривиальными инженерными решениями. Достаточно сказать, что «Пони» был электрокаром! Никель-цинковых батарей, весом по 180 килограммов каждая, у ВАЗ-1801 было две. Одна располагалась в переднем блоке, другая — в заднем. Запас хода составлял 110-120 километров при движении на скорости 40 километров в час. Но в итоге этот завсегдатай советских автосалонов привычно остался лишь интересным проектом.

«Охта» НАМИ

~ 1987 ~


Автомобильные концепты времен СССР (23 фото)

Созданная мастерами-самоделкиными Геннадием Хаиновым и Дмитрием Парфеновым, «Охта» это не просто роскошный аэродинамический кузов, но и ровный пол в салоне, активный спойлер, а главное – проводка по общей шине обмена данными. Для конца 80-х мультиплекс – фантастика в квадрате! Правда, по технике ничего сверх-уникального не было – агрегаты тут использовались от вазовской «восьмерки».

Так «Охта» выглядит сейчас. «Ушатать» концепт-кар — это по-нашему!


Автомобильные концепты времен СССР (23 фото)

МАЗ-2000 «Перестройка»

~ 1988 ~


Автомобильные концепты времен СССР (23 фото)
Автомобильные концепты времен СССР (23 фото)

Один из немногих в СССР концепт-грузовиков. И, наверное, единственный носитель реально передовой концепции. Броский дизайн «Перестройки» – это одно, но оригинальная модульная компоновка автопоезда, с наборными в зависимости от требуемой грузоподъемности моторизованными тележками, совсем другое. На пороге 90-х оно казалось решением из будущего. Время показало, что «Перестройка», как и ее модульные тележки, – дело прекрасного далека.

НАМИ-0288 Компакт

~ 1988 ~


Автомобильные концепты времен СССР (23 фото)

Проект микролитражного автомобиля, который по современной классификации можно было отнести к классу B, удивлял подчеркнутым вниманием к аэродинамике, интересными компоновочными решениями и ладным для конца 80-х дизайном. Но главным достижением машины осталось участие в Токийском автосалоне, где концепт получил награду. Зарубежные товарищи смотрели на «Компакт» с интересом и удивлением – от СССР такого прогресса не ожидали.

«Апельсин» НАМИ-0290

~ 1988 ~


Автомобильные концепты времен СССР (23 фото)
Автомобильные концепты времен СССР (23 фото)

Раллийная «группа B» по-советски, или просто «Апельсин», – это гоночный автомобиль, созданный инженерами НАМИ в свободное от работы время. Пространственная трубчатая рама, форсированный 1,5-литровый мотор от «шестерки», плюс кузовные панели, стилизованные под коктейль из Peugeot 205 T16, Lancia Delta S4 и Ford RS200 – вот рецепт одного из самых ярких советских спорткаров 80-х. К сожалению, в 90-е «Апельсин» был порезан на куски и выброшен на свалку, как и многие другие уникальные машины Страны Советов.


Отсюда

Комментарии (25) 

Показать сначала комментарии:
  1. 24 января 2014 08:06
    Пользователь offline

    -7

    #
    Для справки СССР до середины 80- х годов был лидером по автоспорту и спортивным автомобилем ! И у меня плохие новости для лютых ненавистников отечественного всех времен ! Первый двух литровый двигатель был создан и установлен на легковой автомобиль в СССР, а не в Германии, США или Японии!
           
  2. 24 января 2014 08:27
    Пользователь offline

    -2

    #
    с интересом почитал. Никогда не давали прогрессу двигаться вперед.
           
  3. 24 января 2014 08:51
    Пользователь offline

    +3

    #
    нам подсовывали легожигули и мы считали их красивыми на протяжении десятков лет...
           
  4. 24 января 2014 10:31
    Пользователь offline

    +7

    #
    Цитата: Chev Chelios
    Для справки СССР до середины 80- х годов был лидером по автоспорту и спортивным автомобилем ! И у меня плохие новости для лютых ненавистников отечественного всех времен ! Первый двух литровый двигатель был создан и установлен на легковой автомобиль в СССР, а не в Германии, США или Японии!


    хуйню не неси.

    Роллс-Ройс silver ghost 4,4 литра в 1918 году !
           
  5. 24 января 2014 10:56
    Пользователь offline

    -3

    #
    Цитата: Gideon
    хуйню не неси.

    Документальный фильм посмотри долбоеб!
           
  6. 24 января 2014 11:24
    Пользователь offline

    +3

    #
    Цитата: karasik
    с интересом почитал. Никогда не давали прогрессу двигаться вперед.

    не согласен. В советское время пятерка, москвич это были передовые машины и по качеству и по дизайну. Такой великий потенциал и всё погибло cray
    а многие из этих моделей были слишком передовые и не рентабельные по сути!
           
  7. 24 января 2014 11:27
    Пользователь offline

    +4

    #
    Цитата: Chev Chelios
    Документальный фильм посмотри долбоеб!

    по какому каналу - НТВ или РЕН? rofl

    Цитата: Chev Chelios
    Для справки СССР до середины 80- х годов был лидером по автоспорту и спортивным автомобилем !

    И в скольких же Гран При Формулы-1 победили советские гонщики на болидах советского производства до середины 80-х годов?
    В скольких международных авторалли победили советские гонщики на автомобилях советского производства до середины 80-х годов?
           
  8. 24 января 2014 11:27
    Пользователь offline

    0

    #
    Цитата: artcooler
    нам подсовывали легожигули и мы считали их красивыми на протяжении десятков лет...

    в свое время они были красивыми, но сейчас это уже и вправду смешно до слез или просто до истерики.
           
  9. 24 января 2014 11:48
    Пользователь offline

    +2

    #
    Цитата: Gogaren_3Meu
    по какому каналу - НТВ или РЕН?

    Смотри http://www.youtube.com/watch?v=de53tocfg
    Lg

    Цитата: Gogaren_3Meu
    И в скольких же Гран При Формулы-1 победили советские гонщики на болидах советского производства до середины 80-х годов?
    В скольких международных авторалли победили советские гонщики на автомобилях советского производства до середины 80-х годов?

    А скольким можно было выезжать в то время за границу?

    Если бы не было бы похуй в то время да и сейчас и к созданию машин подходили как и к созданию баллистических ракет то глотали бы пыль сейчас японки, немки !
           
  10. 24 января 2014 12:18
    Пользователь offline

    +3

    #
    Цитата: Chev Chelios
    А скольким можно было выезжать в то время за границу?

    Всем спортсменам можно,а автогонщикам нельзя чтоль ?
    Товарищ хуйню не несите
           
  11. 24 января 2014 12:40
    Пользователь offline

    -5

    #
    Цитата: Chev Chelios
    Смотри http://www.youtube.com/watch?v=de53tocfg

    Lg

    Понятно - телеканал Звезда, основной источник поцтреотизма для совкодрочера rofl
           
  12. 24 января 2014 12:43
    Пользователь offline

    +16

    #
    Цитата: Gogaren_3Meu
    Понятно - телеканал Звезда, основной источник поцтреотизма для совкодрочера

    Лучше уж совкодрочером чем американской проституткой не заинтересованной в истории своей страны и ненавидящий её!
           
  13. 24 января 2014 13:18
    Пользователь offline

    0

    #
    Цитата: Chev Chelios
    Для справки СССР до середины 80- х годов был лидером по автоспорту и спортивным автомобилем ! И у меня плохие новости для лютых ненавистников отечественного всех времен ! Первый двух литровый двигатель был создан и установлен на легковой автомобиль в СССР, а не в Германии, США или Японии!

    Был создан и установлен, но не заводился и не работал
           
  14. 24 января 2014 14:11
    Пользователь offline

    -4

    #
    хорошо что мы не умеем делать автомобили...а то и без того опзору на весь земной шар
           
  15. 24 января 2014 14:19
    Пользователь offline

    0

    #
    был в музее ретро автомобилей, такого не видел
           
  16. 24 января 2014 14:35
    Пользователь offline

    +6

    #
    Да хватит вам собачиться, уважаемые! Нашли-таки повод для срача в комментах.
    А пост довольно интересный. И если присмотреться, то, например, в концепте ВАЗа "Чебурашка" можно угадать черты будущей "Нивы", "Охта" нижней частью кузова и особенно обвесами здорово смахивает на "десятку", а "Компакт" - это по сути зализанная, симпатичная "Ока"! То есть не у всех концепт-каров судьба была столь печальна. Некоторые идеи всё-таки пошли в производство.
           
  17. 24 января 2014 16:24
    Пользователь offline

    0

    #
    я продажный немчурам (
           
  18. 24 января 2014 17:03
    Пользователь offline

    0

    #
    Интересный пост, и машины оригинальные
           
  19. 24 января 2014 18:19
    Пользователь offline

    0

    #
    Цитата: Disciplerys
    Да хватит вам собачиться, уважаемые! Нашли-таки повод для срача в комментах.
    А пост довольно интересный. И если присмотреться, то, например, в концепте ВАЗа "Чебурашка" можно угадать черты будущей "Нивы"

    Так, к слову. Нива изначально была Ижевской разработкой. Но какое это теперь имеет значение...
           
  20. 24 января 2014 21:04
    Пользователь offline

    0

    #
    некоторый смешно смотрятся wink
           
  21. 25 января 2014 12:30
    Пользователь offline

    0

    #
    Цитата: artcooler
    нам подсовывали легожигули и мы считали их красивыми на протяжении десятков лет...

    По мимо дизайна, при выпуске в тираж, смотрят ещё и на технические характеристики, цену, сложность в производстве, практичность и т.п. Каму нахуй нужен дорогой, постоянно ломающийся, не практичный, но за то красивый автомобиль, его покупать не станут. Или ты думаешь, что каждому второму в советское время нужен был электромобиль или купе?
    Хотя, некоторые экземпляры весьма интересны, но им просто не повезло.
           
  22. 25 января 2014 21:06
    Пользователь offline

    0

    #
    интересно.
           
  23. 27 января 2014 00:50
    Пользователь offline

    0

    #
    Путлер победил , пешком хожу ... dirol
           
  24. 27 января 2014 01:23
    Пользователь offline

    0

    #
    Цитата: Chev Chelios

    Лучше уж совкодрочером чем американской проституткой...

    А ты откуда знаешь, каково быть американской проституткой? Подрабатываешь на досуге? fuck
           
  25. 27 января 2014 17:26
    Пользователь offline

    0

    #
    по большей части УГ, но 12, 19, 22 могли бы пользоваться спросом 27
           
Информация
Пожалуйста, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии на сайте.