Не пропустите самое интересное!
Срочные уведомления в вашем браузере.

Российские футболисты Павел Мамаев и Александр Кокорин устроили шикарную вечеринку в Монте-Карло

Отправить отзыв
Подпишитесь на наши уведомления!
Мы будем рассылать информацию только о важных событиях.

Место встречи изменить нельзя (57 картинок)

Автор: bolshoj
21-09-2007, 07:59
44793
+111
Фильм с будничным названием "Место встечи изменить нельзя" появился на излёте эпохи "застоя". В нём не было никакой "супер-злободневности" - её так любили маститые критики, как не было и лёгкого налёта антисоветчины, которую (оказывается!) так ждали от Высоцкого. Он и поёт там только один раз, да и то - не своё с подтекстами, а из репертуара Вертинского (совершенно без оных). Этому фильму была уготована судьба всех крепких, добротных сериалов о тяжёлой, но созидательной жизни народа и неоспоримой правоте советской власти... Однако шедевр С.Говорухина оказался в нашей вечной "горячей десятке" и успешно пережил "застой", "Перестройку", ужасные-девяностые и вот уже в новом тысячелетии продолжает быть нашим любимым фильмом...
Место встречи изменить нельзя (57 картинок)Место встречи изменить нельзя (57 картинок)
Слева - реконструкция быта конца 1940-х гг. Платье с крупным растительным рисунком.
Справа - платье середины 1940-х гг.

Фильм про Жеглова, Шарапова и "Чёрную кошку" для меня - предлог поговорить о послевоенной эпохе - мы будем говорить о фильме в контексте времени. Мы увидим, как почему именно так одевались персонажи "Места встречи..."

Вот, например, всеми любимая героиня - Манька Облигация - одета в крепдешиновое (или шёлковое) платье в цветочек. Яркие сочные цвета послевоенной моды историк моды А.Васильев назвал экзотическим эскапизмом.Судя по покрою, платье пошито в середине 1940-х гг. и, возможно, трофейное... Типичный для эпохи приталенный силуэт с расклешёной юбкой и фиксированными плечиками.

Место встречи изменить нельзя (57 картинок)
Мария Афанасьевна Колыванова пишет оперу. Опер-уполномоченному, то есть...

В моде середины 1940-х годов - тщательно выщипанные брови, длинные ресницы, чётко выраженные скулы и акцент на губы.
Помада была всех оттенков красного - ярко-красный, вишнёво-красный, кирпично-красный, оранжево-красный, тёмно-красный... Чуть менее популярны были малиновые и оранжевые помады. Чулки, которые также щедро демонстрирует Манька, вероятно, изготовлены из 'fil de Perse' - так называемой "персидской нити". Это была шелковистая пряжа, используемая для элитных дорогих трикотажных изделий. Кстати, в США первые нейлоновые чулки появились в продаже в 1940 году.

Место встречи изменить нельзя (57 картинок)Место встречи изменить нельзя (57 картинок)
Западная реклама губной помады.

Браслет-змейка, скорее всего, не мог быть "старше" 1890-х годов: в эпоху Модерн (она же - Art Nouveau) змея была одним из любимых символов (и мотивов для создания ювелиных украшений)... Возможно, он даже "моложе", и относится к эпохе Art Deco.
Место встречи изменить нельзя (57 картинок)Место встречи изменить нельзя (57 картинок)
Безумные послевоенные шляпки.

На голове у нашей дорогой Марии Афанасьевны - красная шляпка с наворотами. Эта эпоха характеризуется большим интересом к женским головным уборам. Их художественное изготовление было делом индивидуальных шляпниц – надомниц, которые по журнальным рисункам создавали современные и актуальные в то время модели. Дамский головной убор 1946-1948 гг. - это небольшая, искусно выполненная шляпка, имевшая исключительно декоратиные цели. Носили такое чудо, сдвинув набок, к одному из ушей. В шляпной моде - нарочитая асимметрия: к примеру, пёрышки и ленточки только с одной стороны...
Место встречи изменить нельзя (57 картинок)Место встречи изменить нельзя (57 картинок)
В моде - вариации на тему берета...

"Угостите даму спичкой, гражданин начальник!" В 1940-е годы папироса и сигарета стали спутником жизни многих женщин и курили, разумеется, не только развесёлые "мурки", но и работницы фабрик, директорши предприятий, вагоновожатые и докторицы. Это было связано с тем, что во время и после войны женщины были вынуждены "играть по мужским правилам"...
Место встречи изменить нельзя (57 картинок)Место встречи изменить нельзя (57 картинок)
Модную длину волос, помимо М.А. Колывановой, демонстрирует манекенщица Галина Суворова.

Самой популярной длиной волос становиться длина по плечи (или чуть короче) с легкой завивкой на бумажные «папийотки». Среди обеспеченных дам в моде локоны и замысловато уложенный "валик" надо лбом. Сообщница Ручечника, как раз, работает в образе обеспеченной дамы с хорошо сделанной, профессиональной завивкой.
Место встречи изменить нельзя (57 картинок)Место встречи изменить нельзя (57 картинок)
Тщательно причёсанные девушки середины 1940-х гг. - неизвестная pin-up girl и гражданка С.П. Волокушина.

После войны пользовались широким спросом трофейные товары. Писатель Эдуард Лимонов в своей книге "У нас была великая эпоха" так описывает сложившуюся после войны ситуацию: "На барахолках страны приземлились и пошли по рукам платья, костюмы, пальто для всех полов и возрастов — "трофейное барахло", вывезенное солдатами в вещевых мешках из покорённой Германии... Каталогом и гидом для путешествий по морю кожаных тирольских шорт, румынских, итальянских и венгерских военных пальто и детских берлинских костюмчиков служили американские фильмы... Глядя на голливудских девушек и суровых гангстеров в двубортных костюмах и шляпах, запоминала русская молодёжь модели одежды."
Место встречи изменить нельзя (57 картинок)Место встречи изменить нельзя (57 картинок)Место встречи изменить нельзя (57 картинок)
Слева - трофейный немецкий корсет-грация (колоссального размера, кстати).
Посередине - дама выходит замуж в этом платье...
Справа - трофейное платье..

Часто трофейное барахло, снятое с чужого плеча, не могло сидеть идеально - оно было пошито или куплено на другого человека: немки имели массивные плечи, широкую талию и длинные стройные ноги, тогда как среднестатистическая советская женщина отличалась неширокими плечами, выраженной талией и довольно крепкими ногами средней (или ниже среднего) длины. Для того, чтобы привести в соотвествие немецкий пиджачок и советскую фигуру, существовали эти самые Верки-модистки.
Место встречи изменить нельзя (57 картинок)
Жёны обеспеченных граждан (справа - жена дипломата) в привозной одежде.
Взято из книги А.Васильева "Русская мода".

Верки жили бедно и особо не разбирались, что за шмотьё им притаранил очередной клиент - оно могло быть честно отнятым у какой-нибудь Фредерики-Августы на подступах к Потсдаму, а могло быть и вынесено из квартиры профессора или генерала... Перешитое Веркой пальто - с подкладкой от одного и лисьим воротником от другого - поступало в оборот и уже доказать что-либо не представлялось возможным.
Место встречи изменить нельзя (57 картинок)Место встречи изменить нельзя (57 картинок)Место встречи изменить нельзя (57 картинок)
Трофейные открытки.

Трофейные открытки с многочисленными и незнакомыми дивами UFA также имели авторитет модных журналов. Костюмы и причёски, в лучшем случае, 1944 года, воспринимались как приметы красивой жизни. Создатели фильма "Серенада Солнечной долины" были бы крайне удивлены, узнав, что костюмы из этого фильма этак до 1950 года будут восприниматься в СССР, как весьм актуальное шмотьё (все эти свитера "с оленями").
В "домашней" моде - широкие шёлковые халаты "с драконами" - типа кимоно. Правда, носили их отнюдь не работницы фабрик...

Место встречи изменить нельзя (57 картинок)Место встречи изменить нельзя (57 картинок)
Сцена в ресторане.

Из статьи американского журналиста: "Среди женщин – шляпка на голове – признак хорошего заработка; менее обеспеченные носят шали или платочки завязанные узлом на головой. Самые модные женщины – студентки университета, переводчицы, журналистки, доктора – тоже носят чулки из вискозного шелка и не скупятся на губную помаду. Салоны красоты и маникюрши пользуются большим спросом, так же как и парикмахерские – которые как и в царское время называются старинным названием, означающим «изготовитель париков»*
*Имеется в виду слово парикмахер (от нем. Perücke - парик и machen - делать какую-либо вещь, готовить) - пришло в русский язык в XVIII веке именно в значении "делатель париков".

Место встречи изменить нельзя (57 картинок)Место встречи изменить нельзя (57 картинок)Место встречи изменить нельзя (57 картинок)
Справа и слева - манекенщица Галина Суворова.
Посередине - фото из модного журнала. Позади статной дамы стоит дама поменьше - манекенщица Мария Брунова.

В фильме "Место встречи..." советское общество 1940-х показано , как весьма неоднородный и неоднозначный социум. Так, помимо "светлых сил" во главе с МУРовцами, бывшими фронтовиками и милыми девочками из пед.ВУЗов и противостоящих им ворам - бандитам, есть ещё один "мир". Это мир маникюрш, модельерш, артисток и манекенщиц - мир, скажем так, весьма тухловатый и не вполне советский. Так, сделать подружкой Фокса учительницу было бы просто немыслимо, а вот модельером или артисткой - запросто!
Место встречи изменить нельзя (57 картинок)Место встречи изменить нельзя (57 картинок)
Послевоенная мода.

И вот красивая старая дева Соболевская показана таким образом, чтобы все поняли - она, разумеется, нам не враг, но и не особо друг. Она ходит в косметической кремовой маске, всегда нарочито-хорошо одета и любит романтические приключения (в виде Фокса). Фрагментарно показана и демонстрация мод - тоже какое-то "не наше" зрелище. Убитую Ларису Груздеву, от которой муж сбежал аж на Лосинку, тоже, вероятно, была красивой (судя по тому, что её сестру играет Светлана Светличная) и модно одетой дамой. И очень ценила мужественную мужскую красу (опять же - в виде Фокса).
Место встречи изменить нельзя (57 картинок)Место встречи изменить нельзя (57 картинок)
Слева - в магазине консервов.
Справа - в парфюмерном отделе

...Начало борьбы с влиянием зарубежных мод связано, безусловно, с изменением главной тенденции в женском силуэте и возникновением в Париже зимой 1947 года «нью лука», революции в силуэте платьев у Кристиана Диора. Новый силуэт заставил бы в одночасье изменить все модели и выкройки для массового и серийного производства, при этом увеличить расход ткани. К чему ни советская мода, ни советская промышленность не была готова. Таким образом, тяжелые подкладные плечи и укороченная длина юбок еще долго царствовали в гардеробе советской женщины. Ну и "борьба с космополитизмом" также внесла свою лепту в развенчание чуждых нам силуэтов.
Место встречи изменить нельзя (57 картинок)Место встречи изменить нельзя (57 картинок)
Слева - туфли второй половины 1940-х гг.
Справа - статуэтка "У маникюрши".

Отличительной чертой модного мужского силуэта того времени были широкие подкладные плечи, как у пиджаков, так и у верхней одежды. Рубашки носились как однотонные, так и в полоску, с небольшим воротником и галстуком. Причём был актуален широкий силуэт, как будто вещи несколько великоваты. Важным аксессуаром каждого интеллигентного или руководящего мужчины была фетровая шляпа. Тогда же прозвучал вопль мещанки: "А ещё шляпу надел!"
Место встречи изменить нельзя (57 картинок)Место встречи изменить нельзя (57 картинок)
Одежда советских людей конца 1940-х - начала 1950-х гг.

Особым шиком считалось ходить в военной форме, и не только потому, что больше одеть было нечего. Фронтовики были самыми желанными гостями и женихами: нормальное желание женщины - выйти замуж за воина. Более того, люди в военной форме казались вне всяких подозрений - в народном сознании они символизировали абсолютное добро. Поэтому-то Фокс и прикидывался офицером-фронтовиком.
Место встречи изменить нельзя (57 картинок)Место встречи изменить нельзя (57 картинок)
Актуальны мужские кожаные пальто и куртки - необязательно трофейные или американские. Некоторые доставали кожанки своих отцов. В чёрном кожаном пальто мужчина выглядит значительнее - людям в коже приписывается властность и жёсткость.
Место встречи изменить нельзя (57 картинок)Место встречи изменить нельзя (57 картинок)
Особый шик - чёрное кожаное пальто, символ мужественности и власти.

...Одновременно с этим в мужской моде всё больше чувствовались “блатные “ тенденции. Дворовая культура порождала особую атмосферу - её жертвами становились, прежде всего, дети и подростки. Полностью предоставленные сами себе, они с удовольствием примеряли на себя роли "жиганов". В "блатной" моде - кепочка, противостоящая интеллигентской шляпе. Типичный прикид хулигана тех лет - синяя кепка-малокозырка, смятые "в гармошку" хромовые сапоги, белый шарф и, конечно, зуб-фикса.
Место встречи изменить нельзя (57 картинок)Место встречи изменить нельзя (57 картинок)
Интересная деталь - "мент" одет по типичной "блатной" моде, бандит одет как дипломат - в велюровый пиждажок...

Мир малолетних хулиганов той эпохи - это отдельная тема для целой книги, потому что через эту "романтику" проходили не только те, кто потом влился в дружные ряды "щипачей" и "медвежатников", но и дети из вполне приличных семей. Среди дворовых мальчишек считалось особым шиком не просто хулиганить, но и водиться с местными урками, покуривать и, разумеется, держать голубятню. Всё это вкупе с "тюремными" песнями, татуировками, словечками составило особый пласт городской послевоенной культуры.
Место встречи изменить нельзя (57 картинок)Место встречи изменить нельзя (57 картинок)
Слева - Иван Бортник - исполнитель роли Промокашки.
Справа - Промокашка и Жеглов - приятели по жизни.

Связано это было не только с тем, что огромное количество людей проходило через ГУЛАГ и привносило в свой быт "блатную феню" и прочие атрибуты своей отсидки. Виновата и беспризорность, и безотцовщина, и невозможность работающих матерей заниматься своими детьми. Мир бандитов манил детей точно также, как мир героев Майн Рида или Луи Буссенара - риск, погони, драки, презрение к боли, ненависть к навязанным авторитетам и так далее.
Место встречи изменить нельзя (57 картинок)Место встречи изменить нельзя (57 картинок)
лева - дворовый пацан Лев Дуров.
Справа - студент горного техникума Иосиф Кобзон.
Взято из журнала 'Gala-Биографии'.

Небольшая роль Промокашки в фильме "Место встречи...", тем не менее, является достаточно заметной - молодой "шестёрка" в банде. По существу, он - главный носитель этой субкультуры. По замыслу сценариста роль Промокашки была гораздо объёмнее - он должен был петь песни, однако, чиновники тогда запретили подобную популяризацию "русского шансона".
Место встречи изменить нельзя (57 картинок)
Лев Дуров в компании.
Взято из журнала 'Gala-Биографии'.

Кстати большинство современных людей (даже весьма респектабельных) постоянно употребляет в своей речи слова из блатной "фени". К примеру, такие слова, как ксива, кодло, параша, фрайер, пацан, родаки (близкие родственники), салага, не говоря уж о всеми любимом слове "мент".
Считается, что основу блатного языка составляет идиш - в начале XX века по тюрьмам скиталось очень много воров, проституток и мошенников именно этой национальности. Иногда "феньку" ещё именуют почему-то "лагерным ивритом".

Место встречи изменить нельзя (57 картинок)Место встречи изменить нельзя (57 картинок)
Слева - кинотеатр "Победа", где Шарапов с Промокашкой смортели фильм.
Справа - кадр из фильма "Новые похождения солдата Швейка" (1943), который они смотрели.

...Помните атмосферу кинотеатра, куда зашли Шарапов и Промокашка? Тогда перед сеансом пели эстрадные исполнители - эту особенность подчеркнул Говорухин, выведя в эпиходических ролях Наталью Крачковскую и Зиновия Высоковского. Показано с ностальгической иронией - два немолодых и не слишком талантливых певца играют на маленькой сцене "любовное свидание". Пение перед сеансом считалось чем-то вроде "второго сорта", как и пение по ресторанам.
Место встречи изменить нельзя (57 картинок)Место встречи изменить нельзя (57 картинок)Место встречи изменить нельзя (57 картинок)
Дина Дурбин, Джаннет Макдональд, Марика Рёкк.

Фильмы, которые смотрели советские граждане 1940-х, делились на два типа - "наши" - их было мало (в основном - довоенные) и "трофейные" (их было гораздо больше). Правда, в эту категорию почему-то попадали и американские кинокартины, которые трофейными, собственно, не являлись. Невероятно популярны были "Тарзан", "Сестра его дворецкого", "Серенада Солнечной долины", "Судьба солдата в Америке".
Место встречи изменить нельзя (57 картинок)Место встречи изменить нельзя (57 картинок)
Слева - кадр из фильма "Девушка моей мечты".
Справа - кадр из фильма "Серенада Солнечной долины"

...Из немецких - "Девушка моей мечты" и "Индийская гробница". По-прежнему любимы картины "Большой вальс" и "Петер" - их демонстривали в СССР ещё до войны, однако, они не потеряли своей актуальности. Итак, мальчики во дворе играли в Тарзана, девочки покупали на "толкучке" трофейные открытки с Диной Дурбин, Марикой Рёкк, Джаннет Макдональд.
Место встречи изменить нельзя (57 картинок)Место встречи изменить нельзя (57 картинок)
Слева - кадр из фильма.
Справа - советская женщина с ребёнком. 1947 год.

В фильме постоянно произносится словосочетание "продовольственные карточки".
14 декабря 1947 года было принято Постановление Совета Министров СССР и ЦК ВКП(б) "О проведении денежной реформы и отмене карточек на продовольственные и промышленные товары". Через два года после окончания войны, невиданной по своему напряжению и жертвам, СССР оказался в состоянии отменить вызванное войной нормированное снабжение населения продуктами питания и промышленными товарами и перейти к нормальной развернутой советской торговле.

Место встречи изменить нельзя (57 картинок)Место встречи изменить нельзя (57 картинок)
Рекламные плакаты конца 1940-х гг.

Помните фразу Жеглова про "домик в Жаворонках с коровкой да кабанчиком"? Имеется в виду, как Вы понимаете вовсе не дача. Дело в том, что западное направление (Жаворонки, Перхушково, Голицыно, etc) в те времена не было сугубо дачным. Его планировали сделать резервным при расселении коммуналок центра Москвы. На станциях Дачное, Малые Вязёмы, Пионерская, Немчиновка, всё те же Жаворонки строились деревянные дома с возможностью для жильцов обзаводиться "хозяйством" - коровками да кабанчиками. Правда, это была вовсе не популярная мера - никому особо не хотелось уезжать с Арбата в городок Голицыно. Хотя, клоповники-коммуналки тоже не сахар. Это немыслимое расселение происходило примерно до 1951 года, после чего всё это дело тихо "свернули". Но многие люди так до сих пор там и живут...
Место встречи изменить нельзя (57 картинок)Место встречи изменить нельзя (57 картинок)
Отсыпь нам сахарку и даже не мечтай о домике в Жаворонках...

Что можно сказать о том времени? Самая популярныя композиция - 'Rio-Rita', самое популярное дамское имя - Лёля, самый популярный человек... вот с ним - заминка. Что любопытно, в фильме не звучит имя, которое (вроде бы!) просто обязано звучать - СТАЛИН. Сталинская Эпоха оказалась эпохой кого угодно - МУРовцев, бандитов, манекенщиц, фронтовиков, биллиардистов, актрис и сторожей. Но не Сталина. У него отняли право жить в такую героическую эпоху...

zina-korzina

Комментарии (39) 

Показать сначала комментарии:
  1. 21 сентября 2007 11:46
    Пользователь offline

    0

    #
    mr47_04
           
  2. 21 сентября 2007 12:12
    Пользователь offline

    0

    #
    Пиу-пиу, бдыщ-бдыщ mr47_04
           
  3. 21 сентября 2007 12:29
    Пользователь offline

    0

    #
    suicide
           
  4. 21 сентября 2007 12:45
    Пользователь offline

    0

    #
    В 1940-е годы папироса и сигарета стали спутником жизни многих женщин...Это было связано с тем, что во время и после войны женщины были вынуждены "играть по мужским правилам"...

    А сейчас они по каким правилам играют? Смалят все как паровозы, пепельницы ходячие... angry
           
  5. 21 сентября 2007 13:40
    Пользователь offline

    0

    #
    как-то скучно no
           
  6. 21 сентября 2007 14:01
    Пользователь offline

    0

    #
    Очень познавательно smile

    smile smile smile
           
  7. 21 сентября 2007 14:13
    Пользователь offline

    0

    #
    WhiteVoid_1
           
  8. 21 сентября 2007 14:44
    Пользователь offline

    0

    #
    интересно mr47_04
           
  9. 21 сентября 2007 15:34
    Пользователь offline

    0

    #
    Цитата: Swarog
    В 1940-е годы папироса и сигарета стали спутником жизни многих женщин...Это было связано с тем, что во время и после войны женщины были вынуждены "играть по мужским правилам"...

    А сейчас они по каким правилам играют? Смалят все как паровозы, пепельницы ходячие... angry


    Угу. Жутко некрасиво когда красивая девушка/женщина идет и курит.....фууууууу girl_devil
           
  10. 21 сентября 2007 15:41
    Пользователь offline

    0

    #
    mr47_04 mr47_04 mr47_04
           
  11. 21 сентября 2007 17:23
    Пользователь offline

    0

    #
    smile
           
  12. 21 сентября 2007 17:35
    Пользователь offline

    0

    #
    Swarog,
    Модька,
    согласен полностью. angry angry angry
           
  13. 21 сентября 2007 17:39
    Пользователь offline

    0

    #
    так ни разу до конца и не посмотрел этот фильм
           
  14. 21 сентября 2007 18:56
    Пользователь offline

    0

    #
    еле осилил
           
  15. 21 сентября 2007 19:28
    Пользователь offline

    0

    #
    WhiteVoid_1
           
  16. 21 сентября 2007 19:53
    Пользователь offline

    0

    #
    Цитата: Swarog
    В 1940-е годы папироса и сигарета стали спутником жизни многих женщин...Это было связано с тем, что во время и после войны женщины были вынуждены "играть по мужским правилам"...

    А сейчас они по каким правилам играют? Смалят все как паровозы, пепельницы ходячие... angry


    Угу. Жутко некрасиво когда красивая девушка/женщина идет и курит.....фууууууу girl_devil Ненада пожалуйста ,сравнивать женщин послевоенного периода,и сегодняшних.!!!А вообщем ,согласен,щас курят больше мужиков!!
           
  17. 21 сентября 2007 20:05
    Пользователь offline

    0

    #
    am
           
  18. 21 сентября 2007 23:30
    Пользователь offline

    0

    #
    fool fool fool fuck
           
  19. 22 сентября 2007 00:27
    Пользователь offline

    0

    #
    ни че
           
  20. Проходимец мимо
    22 сентября 2007 00:50

    0

    #
    Идите все нахуй, уебаны. Вам бы только на сиськи с пелотками дрочить.
    Автору респект. Круто.
           
  21. 22 сентября 2007 13:48
    Пользователь offline

    0

    #
    кртуо.
           
  22. 22 сентября 2007 15:07
    Пользователь offline

    0

    #
    suicide
           
  23. Я!
    22 сентября 2007 16:14

    0

    #
    Хорошее, серьезное исследование, жалко не на месте.
           
  24. 22 сентября 2007 18:58
    Пользователь offline

    0

    #
    Без Сталина лучше!!! clapping
           
  25. 22 сентября 2007 19:56
    Пользователь offline

    0

    #
    smile действительно интересно написано wink
           
  26. 22 сентября 2007 23:42
    Пользователь offline

    0

    #
    Swarog,
    Модька,
    fortnoks,
    valerikvv,

    +100!!!

    Не люблю курящих девушек!!! to_babruysk
    и как с ними целоваться? no жуть!! fool
           
  27. Nemesis
    23 сентября 2007 12:23

    0

    #
    clapping АФФТАРА!!! АФФТАРА!!! clapping
           
  28. 23 сентября 2007 12:59
    Пользователь offline

    0

    #
    wink понравилось
           
  29. 23 сентября 2007 18:36
    Пользователь offline

    0

    #
    Афтор не мудак,однозначно! 35
           
  30. 23 сентября 2007 20:08
    Пользователь offline

    0

    #
    Афтору - респект!
    Отличный материал, очень познавательный и полезный тем, кто интересуется послевоенной историей.
           
Информация
Пожалуйста, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии на сайте.