Не пропустите самое интересное!
Срочные уведомления в вашем браузере.

Российские футболисты Павел Мамаев и Александр Кокорин устроили шикарную вечеринку в Монте-Карло

Отправить отзыв
Подпишитесь на наши уведомления!
Мы будем рассылать информацию только о важных событиях.

Мертвая дорога. Брошенные паровозы (47 фото)

Автор: TriniBot
27-08-2007, 06:15
38309
+216
Мертвая дорога… Этот жутковатый эпитет появился в обиходе сравнительно недавно, когда об этой истории стали писать статьи, книги, рассказы. Так уж сложилась судьба, что в отличие от Транссиба, БАМа и даже Печорской железной дороги, у строительства магистрали Салехард-Игарка не было своего устоявшегося названия. Полярная, заполярная, трансполярная дорога – как только ее не называли. В историю она вошла по номерам строительных управлений - №501 и 503 ГУЛЖДС НКВД СССР, причем чаще всего вспоминают именно «пятьсот-первую», распространяя этот номер на все протяжение. Но больше всего ей подходит именно название «Мертвая дорога», отражающее судьбу как самой магистрали, так и многих ее строителей.

После Великой Отечественной войны руководство страны и И.В.Сталин четко осознали уязвимость стратегической трассы – Северного морского пути. Его главные порты, Мурманск и Архангельск, располагались слишком близко к западным рубежам СССР, и в случае новой войны сообщение по СМП могло быть легко парализовано врагом. Было принято решение создать новый порт в Обской губе, в районе Мыса Каменного, и соединить его 700-километровой железной дорогой с уже существующей линией Котлас-Воркута. Основные положения будущего строительства были определены постановлением Совета министров СССР №298-104сс от 04.02.1947, а постановлением №1255-331сс от 22.04.1947 строительство было поручено ГУЛЖДС (главному управлению лагерного ж-д строительства) НКВД-МВД СССР.

Строительство линии началось одновременно с изысканием места для будущего порта. Через некоторое время выяснилось, что Обская губа совершенно не подходит для подобного строительства – очень малые глубины, большие ветровые сгоны и нагоны воды не позволяют построить сколько-нибудь крупный порт на ее берегах. Уже в январе 1949 года состоялось судьбоносное совещание И.В.Сталина, Л.П.Берии и Н.А.Френкеля – начальника ГУЛЖДС. На нем было принято решение свернуть работы на полуострове Ямал, прекратить строительство линии к Мысу Каменному, и начать прокладку железной дороги длиной 1290 км. к нижнему течению Енисея, по трассе Чум – Лабытнанги – Салехард – Надым – Ягельная – Пур – Таз – Янов Стан – Ермаково – Игарка, с устройством порта в Игарке. Это было закреплено постановлением №384-135сс от 29.01.1949. В дальнейшем планировалось продлить линию черед Дудинку до Норильска.

Строительное управление №502, занимавшейся прокладкой линии от ст,Чум Печорской железной дороги к Мысу Каменному с ответвлением на Лабытнанги, было упразднено, и создано два новых управления – западное №501 с базой в Салехарде, в ведении которого был участок от Лабытнанги до р.Пур, и восточное управление №503 с базой в Игарке (перенесенной позже в Ермаково), строившее дорогу от Пура до Игарки. Сосредоточение живой силы, материалов между этими строительствами распределялась примерно как 2:1.

Технические условия прокладки линии были до предела облегченными, мосты через Обь, Пур, Таз и Енисей на первом этапе не планировались – их
функцию должны были исполнять летом паромные, а зимой – ледовые переправы. Земляные работы выполнялись преимущественно вручную, дальняя перевозка грунта – на немногочисленных автомобилях, отсыпка насыпи - ручными тачками. В год на западном участке сдавалось 100-140 км трассы, на восточном – много меньше: сказывались недостаток людей и трудность подвоза материалов.

На этой стройке обрела свой буквальный смысл страшная фраза, родившаяся еще на строительстве Печорской магистрали – о «человеке под каждой шпалой». Так, И.Симонова из Ташкента, работавшая в 1970-е годы инженером на изысканиях и достройке участка Надым-Уренгой, лично видела груды скелетов после размыва берегов р.Хетта, и трупы в насыпи 616-620 километров линии.

В октябре 1949 г. лед сковал Обь, а в начале ноября на него уже уложили шпалы и рельсы. Требовался смельчак, который первым испытал бы «ледянку». Среди вольнонаемных машинистов такого не оказалось. «Кто перегонит паровоз – тому вольная», приказал начальник стройки. Нашелся доброволец из заключенных, который взялся вести паровоз. Поначалу все шло хорошо, но к середине реки лед стал трещать и ломаться. Машинист выглянул из будки о обомлел – обская пучина, поглощая шпалы и рельсы, угрожающе подбиралась к паровозу. Но лед и рельсовые плети выдержали. Машинист дотянул до берега, и получил вожделенную свободу. В канун 7 ноября начальство рапортовало Сталину о новой трудовой победе на 501-й.

Движение от Салехарда до Надыма было открыто в августе 1952 года, стал курсировать рабочее-пассажирский поезд. К 1953 г. отсыпка насыпи была произведена почти до Пура, уложена часть рельсов. На восточном же участке дела шли не так хорошо. Был отсыпан и уложен 65-километровый участок от Игарки до Ермакова, а также около 100 км. В западном направлении до Янова Стана и далее. В район реки Таз завозились материалы, здесь было построена около 20 км. главного хода и депо с ремонтными мастерскими. Наименее освоенным оказался 150-километровый участок между реками Пур и Таз, построить который планировалось к 1954 г.

Вдоль всей трассы была сооружена телеграфно-телефонная линия, которая до 70-х годов связывала Таймыр с внешним миром. Эксплуатация ее участка от Ягельной до Салехарда была прекращена только в 1992 г.

После смерти И.В,Сталина, когда было уложено уже более 700 из 1290 км. дороги, отсыпано почти 1100, до сдачи в эксплуатацию оставалось около года, строительство было остановлено. Уже 25 марта 1953 г. Вышло постановление №395-383сс о полном прекращении всех работ. Вскоре было расформировано 293 лагерей и управлений строительства. Сотням тысяч заключенных была объявлена амнистия, однако выехать на юг им удалось только с началом навигации – других путей еще не было. По некоторым подсчетам с 501 и 503 строек было вывезено около 50 тысяч заключенных, и примерно столько же вольнонаемного персонала и членов их семей. На «Большую землю» вывезли все что могли, но большинство построенного было просто брошено в тайге и тундре.

Мертвая дорога. Брошенные паровозы (47 фото)

Паровоз Ов-3821 у развалин депо Долгое.

Мертвая дорога. Брошенные паровозы (47 фото)

Платформы на тупиковом пути около депо.

Мертвая дорога. Брошенные паровозы (47 фото)

Путь в сторону Игарки.

Мертвая дорога. Брошенные паровозы (47 фото)

На строительство свозили рельсы и подвижной состав из разных мест. Попадаются и демидовские рельсы XIX в.

Мертвая дорога. Брошенные паровозы (47 фото)

Паровоз Ов-6154.

Мертвая дорога. Брошенные паровозы (47 фото)

Одиночество.

Мертвая дорога. Брошенные паровозы (47 фото)

Эти паровозы уже никогда не заедут ни в одно депо...

Мертвая дорога. Брошенные паровозы (47 фото)

Паровоз Ов-6698.

Мертвая дорога. Брошенные паровозы (47 фото)

Стрелка в депо.

Мертвая дорога. Брошенные паровозы (47 фото)

Колесная пара со спицами. Теперь таких почти нет.

Мертвая дорога. Брошенные паровозы (47 фото)

Здесь не было войны. Просто государство потеряло интерес...

Мертвая дорога. Брошенные паровозы (47 фото)

Этой платформой видимо пользовались путейцы.

Мертвая дорога. Брошенные паровозы (47 фото)

Остатки грузовых вагонов густо поросли молодым лесом. Пройдет еще 50-70 лет, и тайга поглотит все остальное.

Мертвая дорога. Брошенные паровозы (47 фото)

Платформа в болоте.

Мертвая дорога. Брошенные паровозы (47 фото)

Двухкилометровая тупиковая линия на север вдоль берега р.Таз. Зачем она была построена - непонятно, там нет никаких карьеров, линия просто обрывается в редколесье.

Мертвая дорога. Брошенные паровозы (47 фото)

Такие накладки были и на главном ходу. С другой стороны от них крепились деревянные накладки, ныне почти сгнившие.

Мертвая дорога. Брошенные паровозы (47 фото)

Снова дореволюционный рельс. Завод Демидова, Нижний Тагил.

Мертвая дорога. Брошенные паровозы (47 фото)

Зарастает линия.

Мертвая дорога. Брошенные паровозы (47 фото)

Дизель на берегу р.Таз. Возможно - более поздних времен. Ни одно половодье не может сдвинуть его с места...

Мертвая дорога. Брошенные паровозы (47 фото)

Вид из будки машиниста.

Мертвая дорога. Брошенные паровозы (47 фото)

Депо Долгое. Еще несколько лет - и его тоже не станет.

Мертвая дорога. Брошенные паровозы (47 фото)

Ржавчина и паутина.

Мертвая дорога. Брошенные паровозы (47 фото)

Несмотря на начавшееся внедрение автосцепки, подвижной состав ГУЛЖДС имел еще винтовую упряжь.

Мертвая дорога. Брошенные паровозы (47 фото)

Здесь были мастерские.

Мертвая дорога. Брошенные паровозы (47 фото)

Радиатор от трактора "Сталинец".

Мертвая дорога. Брошенные паровозы (47 фото)

Около депо с ветки, ведущей на главный ход, сняты рельсы. Видимо, их вывезли по реке.

Мертвая дорога. Брошенные паровозы (47 фото)

Детали стрелочного перевода.

Мертвая дорога. Брошенные паровозы (47 фото)

Снова детали стрелки.

Мертвая дорога. Брошенные паровозы (47 фото)

Дальше этого места рельсы сохранились.

Мертвая дорога. Брошенные паровозы (47 фото)

Деревья вырастают вдоль рельсов - там другой локальный микроклимат. Аналогичную картину можно наблюдать в старых горных тропах.

Мертвая дорога. Брошенные паровозы (47 фото)

Рельс 1879 г. - самый старый из найденных. Где-то он лежал раньше?...

Мертвая дорога. Брошенные паровозы (47 фото)

Странный вандализм.

Мертвая дорога. Брошенные паровозы (47 фото)

Вопреки некоторым мнениям, на Полярной магистрали применялись и металлические стяжки. Они помогали удерживать ширину колеи при слабых шпалах и скреплениях.

Мертвая дорога. Брошенные паровозы (47 фото)

Молодой подосиновик.

Мертвая дорога. Брошенные паровозы (47 фото)

Выход на насыпь.

Мертвая дорога. Брошенные паровозы (47 фото)

Промоина.

Мертвая дорога. Брошенные паровозы (47 фото)

Давно не ходили здесь поезда.

Мертвая дорога. Брошенные паровозы (47 фото)

Многие малые мосты и трубы перестали существовать. Через такие промоины приходится перебираться. Доски внизу - это не только шпалы - насыпь отсыпалась на деревянном основании, по образу средневековых валов.

Мертвая дорога. Брошенные паровозы (47 фото)

Вездеходы газовиков не щадят Мертвую дорогу. Она для них - ничто, помеха.

Мертвая дорога. Брошенные паровозы (47 фото)

Еще одно подтверждение наличия деревянных клетей в основании насыпи.

Мертвая дорога. Брошенные паровозы (47 фото)

А это самый молодой найденный рельс - 1937 г. Почему-то мы ожидали увидеть там только такие.

Мертвая дорога. Брошенные паровозы (47 фото)

Попадаются и нормальные скрепления. Но материалов верхнего строения пути все же не хватало.

Мертвая дорога. Брошенные паровозы (47 фото)

Просадка деповских путей дает такую вот несоосность.

Мертвая дорога. Брошенные паровозы (47 фото)

Крытый вагон. Качеству досок можно позавидовать.

Мертвая дорога. Брошенные паровозы (47 фото)

А вот и разгадка - вагон немецкий. Видимо трофей, переделанный на нашу колею и переданный в ГУЛЖДС.

Мертвая дорога. Брошенные паровозы (47 фото)

Колючая проволока. До лагеря мы не дошли, но и в окрестностях депо ее предостаточно

Мертвая дорога. Брошенные паровозы (47 фото)

Паровоз Ов-4171 и участники экспедиции. В середине ваш покорный слуга )

Экономисты впоследствии подсчитали, что решение бросить строительство в такой степени готовности привело к убыткам для бюджета страны намного большим, чем если бы дорога все же была достроена, не говоря уже о ее перспективном продолжении до Норильского промышленного района, где уже осваивались богатейшие месторождения железа, меди, никеля, угля. Гигантские газовые месторождения Западной Сибири еще не были открыты – кто знает, может тогда судьба дороги была бы совсем иной.

Судьбы отдельных участков дороги очень различаются. Головной участок Чум-Лабытнанги принят в постоянную эксплуатацию МПС в 1955 г. Полностью готовая линия Салехард-Надым была брошена, и не восстанавливалась. До начала 90-х по нему на полусамодельной дрезине ездили связисты, обслуживающие ту самую телеграфно-телефонную линию. Участок от Пура (ныне ст.Коротчаево) до Надыма был восстановлен Министерством нефтяной и газовой промышленности в 70-х годах, а в начале 80-х в Коротчаево с юга - из Тюмени - пришла новая магистраль. Состояние пути от Коротчаево до Надыма было неважным, в середине 90-х годов пассажирские поезда с юга укоротили до ст.Коротчаево, и лишь в 2003 году участок Коротчаево-Новый Уренгой (бывш.Ягельная) был введен в постоянную эксплуатацию. С восточного участка дороги рельсы были сняты в 1964 г. для нужд Норильского комбината.

Практически нетронутым остался лишь «островной» участок в районе р.Таз – от пристани Седельниково на правом берегу примерно на 20 км. в сторону Ермаково, с ответвлением к депо Долгое и балластному карьеру. Именно на этом участке, наиболее труднодоступном из всех остальных, почти нетронутым сохранился путь, здания, депо и четыре паровоза Ов – знаменитые «овечки» дореволюционной постройки. На путях около депо стоят несколько десятков вагонов – в основном платформы, но есть и несколько крытых. Один из вагонов попал сюда из послевоенной Германии, после переделки на отечественную колею 1520 мм. В 15 км. от Долгое сохранились остатки лагеря, а неподалеку от депо, на другом берегу ручья – остатки поселка вольнонаемных рабочих и администрации стройки, состоящие из почти двух десятков зданий, а также лежащий на берегу деревянный паром. В этом районе мы и побывали.

Будущая судьба «Мертвой дороги» сейчас выглядит уже не так мрачно. Продолжающее освоение запасов углеводородного сырья в прилегающих районах, заставляет «Газпром» и администрацию ЯНАО искать новые пути снабжения и подвоза материалов. Уже рассматривается вопрос о восстановлении участка Надым-Салехард, постройки линии от Коротчаево к Южно-Русскому месторождению, проходящей в том числе и по трассе 503-й стройки. Один лишь Норильск при текущих объемах добычи руды смотрит на все это спокойно, довольствуясь круглогодичной ледокольной навигацией по СМП. Но запасы его месторождений весьма велики, а миру нужны никель и полиметаллы. Кто знает…

(c) af1461

Комментарии (94) 

Показать сначала комментарии:
  1. 27 августа 2007 08:53
    Пользователь offline

    0

    #
    no 36 no
           
  2. 27 августа 2007 08:57
    Пользователь offline

    0

    #
    36 dirol
           
  3. 27 августа 2007 09:08
    Пользователь offline

    0

    #
    почему я даже не удивилась??? у нас так было и есть.. а по поводу будет ли такое продолжаться- слово за нами smile
           
  4. 27 августа 2007 09:10
    Пользователь offline

    0

    #
    sad
           
  5. 27 августа 2007 09:13
    Пользователь offline

    0

    #
    ЭТО ЖЕ ЧЕРНЫЙ МЕТЕЛЛЛ....А ОН ВСЕГДА В ЦЕНЕ .... ПРОГРЕВАЮ БАЛГАРКУ+Сварочный Аппарат и ВЫЕЗЖАЮЮЮЮЮ
           
  6. 27 августа 2007 09:15
    Пользователь offline

    0

    #
    кто старое помянет тому mr47_04 mr47_04
           
  7. 27 августа 2007 09:18
    Пользователь offline

    0

    #
    мда
           
  8. 27 августа 2007 09:23
    Пользователь offline

    0

    #
    Цитата: Сучка Крашеная
    ЭТО ЖЕ ЧЕРНЫЙ МЕТЕЛЛЛ....А ОН ВСЕГДА В ЦЕНЕ .... ПРОГРЕВАЮ БАЛГАРКУ+Сварочный Аппарат и ВЫЕЗЖАЮЮЮЮЮ

    Очень странно.....у меня появились те же мысли laughing
           
  9. 27 августа 2007 09:36
    Пользователь offline

    0

    #
    Сколько людей погибло на этой ж/д, а теперь руины.
           
  10. 27 августа 2007 09:36
    Пользователь offline

    0

    #
    sad грустно..........
           
  11. 27 августа 2007 09:36
    Пользователь offline

    0

    #
    Раритет, блин
           
  12. 27 августа 2007 09:46
    Пользователь offline

    0

    #
    36 wink 36 за фотки и экспедицию участникам респект!!
           
  13. 27 августа 2007 09:47
    Пользователь offline

    0

    #
    И нах было все это строить????
           
  14. 27 августа 2007 09:47
    Пользователь offline

    0

    #
    sad Дааааа,жуть!
           
  15. 27 августа 2007 09:54
    Пользователь offline

    0

    #
    ниасилила, потому что войнаимир в понежельник с утра не тянет:( может к обеду прочитаю ... unknowing
           
  16. 27 августа 2007 10:00
    Пользователь offline

    0

    #
    Ух ты !!! Хотелбы там побывать!!!)))
           
  17. 27 августа 2007 10:03
    Пользователь offline

    0

    #
    хорошие были хозяйственники girl_devil
           
  18. 27 августа 2007 10:10
    Пользователь offline

    0

    #
    многа букаф.
    потом...
           
  19. 27 августа 2007 10:17
    Пользователь offline

    0

    #
    sad
           
  20. 27 августа 2007 10:28
    Пользователь offline

    0

    #
    Люди строили, трудились, погибали..... А потом про их работу забыли и природа взяла своё....
    Чет меня на философию потянуло....
    Вообщем - пост познавательный. Зачет [/right]
           
  21. 27 августа 2007 10:33
    Пользователь offline

    0

    #
    Теперь это клад для собирателя металлолома(((.
           
  22. 27 августа 2007 10:33
    Пользователь offline

    0

    #
    Сучка Крашеная,
    а вывозить чер мет от туда как будете ? предлагаю вертолёт ;) сговоримся
           
  23. 27 августа 2007 10:41
    Пользователь offline

    0

    #
    цепляет, особенно фото с перспективой развалившихся путей. sad
           
  24. 27 августа 2007 10:42
    Пользователь offline

    0

    #
    просто афигенна! очень красиво... старина... грусно конечно же... но что поделать... всё когда-нибудь забудеца и природа возьмёт своё... crying
           
  25. 27 августа 2007 10:43
    Пользователь offline

    0

    #
    Всегда печально смотреть на брошенное жильё... на заброшенный человеческий труд...
           
  26. 27 августа 2007 10:45
    Пользователь offline

    0

    #
    Автору респект...природа понравилась.
    ...удивлен что там еще что то осталось из мет
           
  27. 27 августа 2007 10:49
    Пользователь offline

    0

    #
    Слушаем Сергея Никитина. Думаю в тему. Вот ссылкаЖ
    http://www.bard.ru/cgi-bin/ftp-mp3.cgi?id=12.18

           
  28. 27 августа 2007 11:09
    Пользователь offline

    0

    #
    WhiteVoid_1 эх широка страна моя родная
    !
           
  29. 27 августа 2007 11:11
    Пользователь offline

    0

    #
    мда блин.....грустновато no
           
  30. 27 августа 2007 11:13
    Пользователь offline

    0

    #
    36 Ужос no
           
Информация
Пожалуйста, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии на сайте.