Как строили первую очередь Московского метрополитена (74 фото)

15402
+250
Большой и очень интересный репортаж о строительстве первой очереди Московского метрополитена.
Автор попытался максимально подробно описать фотографии, которые сейчас перед вами.
Далее весь текст авторский:
[color=#000099]Несколько лет назад ко мне в руки попала пачка старых фотографий из редакции газеты «Метростроевец».
Они были отсканированы и надолго похоронены на жестком диске. Теперь я вам их покажу. Десяток фотографий было подписано
с обратной стороны. Ещё на некоторых можно угадать, какой объект на них изображен или чем заняты метростроевцы.
А на некоторых невозможно определить, где низ, а где верх. Но к каждой я постараюсь дать хоть какой-нибудь комментарий.

Затопленный ствол. Могу предположить, что это шахта №20 (— Товарищи… Двадцатую шахту затопило… Энергии нет, насосы не работают. Вода стремительно прибывала. 20-я проходилась забивным металлическим шпунтом, и вода шла по нему с большой быстротой и силой.), но по факту мы видим затопленный ствол с уходящей вниз лестницей.

Как строили первую очередь Московского метрополитена (74 фото)

Кессонные аппараты. На заднем плане здание с табличкой: «Парикмахерская №3. *-* треста сокольнического района».

Как строили первую очередь Московского метрополитена (74 фото)

Там же. На переднем плане можно угадать воротник шахты.

Как строили первую очередь Московского метрополитена (74 фото)

Ну да, это шахта. Рабочие возятся с кессонным аппаратом.

Как строили первую очередь Московского метрополитена (74 фото)

Судя по пару и металлическому шпунту, это копер для его забивания.

Как строили первую очередь Московского метрополитена (74 фото)
Как строили первую очередь Московского метрополитена (74 фото)
Как строили первую очередь Московского метрополитена (74 фото)

Окаменелость.

Как строили первую очередь Московского метрополитена (74 фото)

Какие-то работы в стволе. По нынешним меркам ТБ, конечно, аховая - у рабочих отсутствовали даже каски. Но для тех времен это считалось вполне приемлемо.

Как строили первую очередь Московского метрополитена (74 фото)

Кажется, опять забивание шпунта. Напомню, что технологий проходки стволов существовало тогда очень много. В том числе, и забивание шпунтом по контуру, и выемка грунта.

Как строили первую очередь Московского метрополитена (74 фото)

Вагонетка в клети наверху копра. На улице, судя по сосулькам, холодно.

Как строили первую очередь Московского метрополитена (74 фото)
Как строили первую очередь Московского метрополитена (74 фото)
Как строили первую очередь Московского метрополитена (74 фото)

В забое штольни.

Как строили первую очередь Московского метрополитена (74 фото)

Штольня.

Как строили первую очередь Московского метрополитена (74 фото)

Судя по кружалам на переднем плане, это подготовка калотты к бетонированию.

Как строили первую очередь Московского метрополитена (74 фото)

Деталь кессона.

Как строили первую очередь Московского метрополитена (74 фото)
Как строили первую очередь Московского метрополитена (74 фото)
Как строили первую очередь Московского метрополитена (74 фото)
Как строили первую очередь Московского метрополитена (74 фото)

Старый фотошоп. Видимо, монтаж для верстки.

Как строили первую очередь Московского метрополитена (74 фото)

Из фото вырезали нужное, накладывали на белую бумагу и переснимали снова.

Как строили первую очередь Московского метрополитена (74 фото)

Кессонные аппараты, установленные в шахте.

Как строили первую очередь Московского метрополитена (74 фото)

Ещё одна окаменелость.

Как строили первую очередь Московского метрополитена (74 фото)

В стволе. Слева - большой резервуар (скорее всего, для сжатого воздуха), справа - какой-то насос. Может быть, водоотлив.

Как строили первую очередь Московского метрополитена (74 фото)

Компрессор. Американский. На нем написано: «CHICAGO PNEUMATIC TOOL»

Как строили первую очередь Московского метрополитена (74 фото)

Замок свода. Что самое интересное, сделан он из камня, а не из монолитного бетона.

Как строили первую очередь Московского метрополитена (74 фото)

Домкрат с бревном.

Как строили первую очередь Московского метрополитена (74 фото)

Вынутая порода?

Как строили первую очередь Московского метрополитена (74 фото)

Непонятно, где тут верх, и для чего предназначена эта конструкция. Какие-то забитые клинья в металлические трубки.

Как строили первую очередь Московского метрополитена (74 фото)
Как строили первую очередь Московского метрополитена (74 фото)

Кажется, что это уже раскрытая калотта, но ещё не забетонированная.

Как строили первую очередь Московского метрополитена (74 фото)

Радиатор?

Как строили первую очередь Московского метрополитена (74 фото)

Шахта на улице.

Как строили первую очередь Московского метрополитена (74 фото)

Водопонижение?

Как строили первую очередь Московского метрополитена (74 фото)

Какие-то радиаторы.

Как строили первую очередь Московского метрополитена (74 фото)
Как строили первую очередь Московского метрополитена (74 фото)

Ствол шахты. Обратите внимание на трещину в бетоне, отмеченную стрелками.

Как строили первую очередь Московского метрополитена (74 фото)

Судя по всему, это бетонирование перемычки в стволе между зонами высокого и обычного давления. Наверх торчит труба кессона. Сам аппарат, где происходит компрессия и декомпрессия, будет находиться сверху. Помните те большие бочки с фото №4?

Как строили первую очередь Московского метрополитена (74 фото)

Расстрелы повело. Вернее, их сдавливает горным давлением.

Как строили первую очередь Московского метрополитена (74 фото)

За расстрелом стоит человек. Обратите внимание на масштаб.

Как строили первую очередь Московского метрополитена (74 фото)

Руддвор шахты и выдача породы в байде наверх?

Как строили первую очередь Московского метрополитена (74 фото)
Как строили первую очередь Московского метрополитена (74 фото)
Как строили первую очередь Московского метрополитена (74 фото)
Как строили первую очередь Московского метрополитена (74 фото)
Как строили первую очередь Московского метрополитена (74 фото)
Как строили первую очередь Московского метрополитена (74 фото)

Кажется, сориентировал правильно.

Как строили первую очередь Московского метрополитена (74 фото)
Как строили первую очередь Московского метрополитена (74 фото)
Как строили первую очередь Московского метрополитена (74 фото)
Как строили первую очередь Московского метрополитена (74 фото)
Как строили первую очередь Московского метрополитена (74 фото)
Как строили первую очередь Московского метрополитена (74 фото)
Как строили первую очередь Московского метрополитена (74 фото)

Установка радиатора.

Как строили первую очередь Московского метрополитена (74 фото)

Доводка кувалдометром.

Как строили первую очередь Московского метрополитена (74 фото)

Радиатор почти собрали. Не знаю, для чего он. Может, система заморозки на шахте №18 или часть любой компрессорной станции?

Как строили первую очередь Московского метрополитена (74 фото)
Как строили первую очередь Московского метрополитена (74 фото)

Надпись на обороте говорит, что на фотографии запечатлен монтаж какого-то кольца 18-й шахты. Скорее всего, имеются в виду два кольцевых контура для заморозки. Кстати, посмотрите на лестницу вниз: никакой страховки и колец за спиной.

Как строили первую очередь Московского метрополитена (74 фото)

Оборот: Шахта 20. Сборка металлического шпунта в забое шахты.

Как строили первую очередь Московского метрополитена (74 фото)

Оборот: Замок свода.

Как строили первую очередь Московского метрополитена (74 фото)
Как строили первую очередь Московского метрополитена (74 фото)

Оборот: Шахта 18. Сегменты ножа.

Как строили первую очередь Московского метрополитена (74 фото)

Оборот: Образцы вынутой породы.

Как строили первую очередь Московского метрополитена (74 фото)

Подпись на обороте нечитаема, но понятно, что это лебедка клетьевого подъема. Кстати, и спустя 80 лет вагонетки считают так же, как и тогда - палочками, втыкаемыми в доски.

Как строили первую очередь Московского метрополитена (74 фото)

Оборот: Шахта 18. Заготовка опалубки, кружал и арматуры воротника форшахты.

Как строили первую очередь Московского метрополитена (74 фото)

Оборот: Шахта №18. Распалубка форшахты.

Как строили первую очередь Московского метрополитена (74 фото)
Как строили первую очередь Московского метрополитена (74 фото)
Как строили первую очередь Московского метрополитена (74 фото)

Оборот: Шахта №18. Горизонтальное бурение.

Как строили первую очередь Московского метрополитена (74 фото)
Как строили первую очередь Московского метрополитена (74 фото)

Оборот: ш. 23. Установка арматуры ж. б. оболочку кромки **** шахты. Снято 29 IV 33 г.

Как строили первую очередь Московского метрополитена (74 фото)

Оборот: Шахта 18. Грейфер в раскрытом виде.

Как строили первую очередь Московского метрополитена (74 фото)

Эта фотография оказалась в той же пачке, но на ней точно изображено строительство второй или более поздней очереди, т.к. перегонных тоннелей из чугунных тюбингов на первой очереди нет.

Как строили первую очередь Московского метрополитена (74 фото)


Отсюда

Комментарии (70) 

Показать сначала комментарии:
  1. 5 апреля 2011 02:05
    Пользователь offline

    0

    #
    sad
           
  2. 5 апреля 2011 02:12
    Пользователь offline

    0

    #
    Ужас, 27 ну и работёнка... dash2
           
  3. 5 апреля 2011 03:10
    Пользователь offline

    0

    #
    wassat swoon вкалывали тока так наверное
           
  4. 5 апреля 2011 03:20
    Пользователь offline

    0

    #
    angry
           
  5. 5 апреля 2011 03:23
    Пользователь offline

    0

    #
    познавательно sad
           
  6. 5 апреля 2011 03:43
    Пользователь offline

    0

    #
    кто тебе сказал, что работали не за деньги???
    вот откуда эта идиотская уверенность???
    никто не спорит, что было общее дело, патриотизм.
    но материальные блага, и их "желаемость", никто
    никогда не отменял.
           
  7. 5 апреля 2011 03:59
    Пользователь offline

    0

    #
    одни предположения...наверное..возможно...по всей видимости.... sad
           
  8. 5 апреля 2011 04:46
    Пользователь offline

    0

    #
    Zhorzh,
    чё ж ты не кричишь про
    Компрессор. Американский. На нем написано: «CHICAGO PNEUMATIC TOOL» ??? laughing laughing laughing

    Во где работёнка была...много наверно поубивалось... wacko2
           
  9. 5 апреля 2011 06:39
    Пользователь offline

    0

    #
    масштабно
           
  10. 5 апреля 2011 06:59
    Пользователь offline

    0

    #
    smile
           
  11. 5 апреля 2011 08:01
    Пользователь offline

    0

    #
    трудоемко..
           
  12. 5 апреля 2011 08:03
    Пользователь offline

    0

    #
    Цитата: Zmiy
    Вот ведь, умели люди работать. Добровольно шли, не за деньги, а для страны. Сейчас одну станцию могут годами строить и бюджет пилить :(

    smile
           
  13. 5 апреля 2011 08:30
    Пользователь offline

    0

    #
    angry интересная подборка
           
  14. 5 апреля 2011 08:35
    Пользователь offline

    0

    #
    angry
           
  15. 5 апреля 2011 08:49
    Пользователь offline

    0

    #
    Грандиозно clapping
           
  16. 5 апреля 2011 08:51
    Пользователь offline

    0

    #
    smile
           
  17. 5 апреля 2011 09:16
    Пользователь offline

    0

    #
    angry
           
  18. 5 апреля 2011 09:23
    Пользователь offline

    0

    #
    angry
           
  19. 5 апреля 2011 09:30
    Пользователь offline

    0

    #
    angry
           
  20. 5 апреля 2011 09:48
    Пользователь offline

    0

    #
    angry
           
  21. 5 апреля 2011 09:54
    Пользователь offline

    0

    #
    smile
           
  22. 5 апреля 2011 09:57
    Пользователь offline

    0

    #
    dash2
           
  23. 5 апреля 2011 10:45
    Пользователь offline

    0

    #
    bully
           
  24. 5 апреля 2011 10:46
    Пользователь offline

    0

    #
    angry
           
  25. 5 апреля 2011 10:47
    Пользователь offline

    0

    #
    dirol
           
  26. 5 апреля 2011 10:55
    Пользователь offline

    0

    #
    angry angry angry
           
  27. 5 апреля 2011 11:33
    Пользователь offline

    0

    #
    angry
           
  28. 5 апреля 2011 11:35
    Пользователь offline

    0

    #
    ужоснах
           
  29. 5 апреля 2011 11:40
    Пользователь offline

    0

    #
    drinks за метростроителей drinks
           
  30. 5 апреля 2011 11:47
    Пользователь offline

    0

    #
    angry познавательно
           
  31. 5 апреля 2011 11:49
    Пользователь offline

    0

    #
    позновательно angry
           
  32. 5 апреля 2011 11:58
    Пользователь offline

    0

    #
    dirol
           
  33. 5 апреля 2011 13:01
    Пользователь offline

    0

    #
    Здоровские фото.
           
  34. 5 апреля 2011 13:10
    Пользователь offline

    0

    #
    angry
           
  35. 5 апреля 2011 13:18
    Пользователь offline

    0

    #
    это вам не сейчас тунелепроходчиками копать sad
           
  36. 5 апреля 2011 13:22
    Пользователь offline

    0

    #
    Познавательный пост angry
           
  37. 5 апреля 2011 13:43
    Пользователь offline

    0

    #
    Отличный материал... angry
           
  38. 5 апреля 2011 13:48
    Пользователь offline

    0

    #
    dirol
           
  39. 5 апреля 2011 14:13
    Пользователь offline

    0

    #
    А ТБ и в наши дни на многих стройках такая же winked
           
  40. 5 апреля 2011 14:20
    Пользователь offline

    0

    #
    Цитата: karasik
    чё ж ты не кричишь про Компрессор. Американский. На нем написано: «CHICAGO PNEUMATIC TOOL» ???

    Опять за пендостан карась пошёл на икромёт, наш омериканский "адвокат" - эмигрант.
           
  41. 5 апреля 2011 14:56
    Пользователь offline

    0

    #
    angry
           
  42. 5 апреля 2011 15:38
    Пользователь offline

    0

    #
    angry
           
  43. 5 апреля 2011 15:44
    Пользователь offline

    0

    #
    sad
           
  44. 5 апреля 2011 15:50
    Пользователь offline

    0

    #
    Фоты класс!!! angry
           
  45. 5 апреля 2011 16:10
    Пользователь offline

    0

    #
    sad
           
  46. 5 апреля 2011 16:31
    Пользователь Онлайн

    0

    #
    Люблю такие старые фотографии
           
  47. 5 апреля 2011 17:30
    Пользователь offline

    0

    #
    angry
           
  48. 5 апреля 2011 18:31
    Пользователь offline

    0

    #
    angry
           
  49. 5 апреля 2011 18:39
    Пользователь offline

    0

    #
    angry Молодци! И никаких тебе компьютерных расчётов!!!
           
  50. 5 апреля 2011 18:45
    Пользователь offline

    0

    #
    да уж работёнка не из лучших! sad
           
  51. 5 апреля 2011 18:58
    Пользователь offline

    0

    #
    angry
           
  52. 5 апреля 2011 19:33
    Пользователь offline

    0

    #
    clapping
           
  53. 5 апреля 2011 19:36
    Пользователь offline

    0

    #
    метро angry
           
  54. 5 апреля 2011 19:49
    Пользователь offline

    0

    #
    Да и сейчас так, только тоджики dash2
           
  55. 5 апреля 2011 21:22
    Пользователь offline

    0

    #
    sad sad
           
  56. 5 апреля 2011 22:33
    Пользователь offline

    0

    #
    angry angry angry angry
           
  57. 5 апреля 2011 22:40
    Пользователь offline

    0

    #
    clapping
           
  58. 5 апреля 2011 22:43
    Пользователь offline

    0

    #
    sad
           
  59. 5 апреля 2011 23:02
    Пользователь offline

    0

    #
    sad
           
  60. 6 апреля 2011 02:29
    Пользователь offline

    0

    #
    история angry
           
  61. 6 апреля 2011 12:35
    Пользователь offline

    0

    #
    angry
           
  62. 6 апреля 2011 16:20
    Пользователь offline

    0

    #
    angry
           
  63. 6 апреля 2011 23:05
    Пользователь offline

    0

    #
    angry
           
  64. 7 апреля 2011 17:13
    Пользователь offline

    0

    #
    интересно
           
  65. 8 апреля 2011 20:16
    Пользователь offline

    0

    #
    познавательно...
           
  66. 9 апреля 2011 00:22
    Пользователь offline

    0

    #
    как всего много - никогда не смогла бы такое построить! smile
    обожаю старые фоты! angry
           
  67. 9 апреля 2011 02:55
    Пользователь offline

    0

    #
    global99,
    таджики метро не строят, по крайней мере, в Питере. Максимум - занимаются отделкой станций.
    Механизированно строят только перегонные тоннели, все остальное проходится по-старинке - вручную отбойными молотками. Хотя в последнее время стали применять Brokk для вырубки большого объема бетона...
           
  68. 9 апреля 2011 11:26
    Пользователь offline

    0

    #
    "Баллада о детстве"
    Высоцкий В.С.


    "Стал метро рыть отец Витькин с Генкой,
    Мы спросили:- зачем? - Он в ответ,
    Мол, коридоры кончаются стенкой,
    А тоннели - выводят на свет.
    .....
    Было время и были подвалы,
    Было дело - и цены снижали.
    И текли, куда надо, каналы
    И в конце, куда надо, впадали.
    Дети бывших старшин да майоров
    До ледовых широт поднялись,
    Потому, что из тех коридоров
    Им казалось сподручнее вниз."

    http://www.youtube.com/watch?v=BBIjvsusq
    sQ
           
  69. 12 апреля 2011 14:08
    Пользователь offline

    0

    #
    надежно строили angry
           
  70. 3 июля 2011 09:44
    Пользователь offline

    0

    #
    Адский труд ! wassat
           
Информация
Пожалуйста, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии на сайте.