ЗАЗ-970: грузовой «Запорожец» (6 фото)

24799
+77
В 1950–1970-х годах Советский Союз был поголовно одержим трудовым энтузиазмом. Это служило катализатором научно-технического прогресса. И, в частности, способствовало появлению оригинальных инженерных разработок. В том числе и в автомобильной промышленности. Примером этому может служить любопытное семейство грузовых «Запорожцев» – ЗАЗ-970

1 ЗАЗ-970: грузовой «Запорожец»

В начале 1960-х, когда Запорожский автомобильный завод еще носил звучное имя «Коммунар», а знаменитый «горбатый» ЗАЗ-965 только прописался на конвейере, дальновидный главный конструктор завода Ю. Сорочкин убедил руководство предприятия в перспективности разработки семейства легких грузовых автомобилей, которых катастрофически не хватало в нашей стране. Поскольку заручиться поддержкой Совмина «Коммунару» не удалось, а предпочтения по производству и выпуску малотоннажников были отданы Москве и Ульяновску, группа патриотически настроенных заводских инженеров начала разработку легкого грузовичка ЗАЗ-970, так сказать, по зову сердца. И за счет внутренних резервов предприятия. Любопытно, что разработка и постройка машины велись в то же самое время, когда полным ходом шла работа по «официальному» ЗАЗ-966. Масла в огонь подлил мировой успех немецкого Фольксваген Т1, родственного продукции из Запорожья своей «заднемоторностью». Кстати, один экземпляр гениального «вражьего» микроавтобуса был куплен заводом в качестве «настольной книги» и всесторонне изучен на предмет концептуального заимствования. Первым из «могикан» в 1961 году стал бортовой грузовичок с основополагающим индексом «970». За характерную форму кабины с укороченным капотом заводские острословы прозвали первенца семейства «точилом». Меньше чем через год первопроходец уступил место модным в то время «бескапотникам».

2 ЗАЗ-970: грузовой «Запорожец»

Энтузиазм заводчан зашкаливал, поэтому ходовые образцы «пекли, как пирожки». Их делали по сверхнаглядным чертежам в масштабе один к одному, путем изготовления деревянных болванок, по которым выколачивали кузовные панели из стали. С целью добиться приемлемой жесткости кузова толщину необходимого металла для силовой структуры автомобиля мучительно определяли опытным путем. А для кузовного металла в 0,7 миллиметра толщиной сделали персональный заказ на соседней «Запорожстали». Понятно, что обходные и упрощенные технологии не позволяли говорить о «конвейерном» качестве кузова, но в целом оно было приемлемым. Даже понятие дизайн было не чуждо украинским малотоннажникам.

3 ЗАЗ-970: грузовой «Запорожец»

Силовым агрегатом для 970-х служил V-образный 900-кубовый 27-сильный мотор от модернизированного 965-го с индексом «А». Который, кстати, на стадии становления использовался для перспективного «ушастика» ЗАЗ-966. Коробка передач тоже стояла серийная. Запорожские грузовички имели с «параллельным» 966-м однотипную независимую подвеску всех колес: спереди торсионную, сзади пружинную. При создании грузового семейства инженеры, что называется, вошли в раж, поэтому в разработке оказались не только заднеприводные машины, но и их двойники с колесной формулой 4х4, имеющие индекс «971». И при этом семейство могло похвастать тремя типами кузова: цельнометаллическим (970Б/971Б), грузопассажирским (970В/971В) и грузовой платформой (970Г/971Г). Габариты малотоннажника определялись такими цифрами: длина 3400 мм, ширина 1320 мм, высота 1650 мм. Грузоподъемность машин составляла 350 кг. Объем грузового отсека у фургона с двумя членами экипажа равнялся 2,5 куб. м.

4

ЗАЗ-970: грузовой «Запорожец»

Расположенный сзади мотор ограничивал доступ через небольшую заднюю дверь. Поэтому погрузочно-разгрузочные работы преимущественно производились с правой стороны, через двустворчатую дверь шириной целых 94 см. Погрузочная высота заставляла напрягаться при подъеме поклажи, т.к. составляла практически полметра. Шестиместный микроавтобус имел складные сиденья второго и третьего рядов. И поэтому отличался повышенной практичностью и универсальностью. С четырьмя пассажирами его грузоподъемность составляла 175 кг. Как и у фургона, у грузопассажирской версии двигатель «присутствовал» в салоне довольно ощутимо, вследствие чего сиденья третьего ряда были раздельными. И размещены на удалении друг от друга, потому что между ними находился сервисный люк для ревизии мотора.

5 ЗАЗ-970: грузовой «Запорожец»

В отличие от сугубо функционального фургона, в микроавтобусе был предусмотрен вентиляционный люк в крыше. Своеобразные пикапы ЗАЗ-970Г и ЗАЗ-971Г имели открытые грузовые платформы (которые могли снабжаться брезентовым тентом) и предназначались для транспортировки пары человек и 400 кг груза в таре. Любопытно, что и у этого варианта сбоку были распашные дверцы. Только низкие, высотой с грузовой борт. После всесторонних испытаний на «натуральном полигоне» в окрестностях Запорожья, которые закончились положительными результатами, и доработок у машины появилось немало поклонников. В том числе и среди потенциальных покупателей – директоров различных организаций народного хозяйства. Маломощный мотор мог разогнать груженую машину всего лишь до 70 км/ч, однако для экспедиторской городской развозки товаров это было вполне приемлемо. К тому же грузовой ЗАЗ мог похвастать скромным аппетитом, порядка 7,5 л.

6 ЗАЗ-970: грузовой «Запорожец»

Несколько автомобилей были рекрутированы на предприятия Москвы, где также получили благоприятные отзывы. Лишь специфическая схема размещения двигателя, со всеми вытекающими отсюда последствиями, смущала заказчиков. С этой мелочью народ готов был мириться, но…завод не мог освоить выпуск двух моделей одновременно. Предпочтения отдали плановому 966-му, а «внебрачный» проект 970 был закрыт.


Топ комментарии

21 февраля 2017 11:57
Пользователь offline
Голосов:  +7
Маломощный мотор мог разогнать груженую машину всего лишь до 70 км/ч, однако для экспедиторской городской развозки товаров это было вполне приемлемо

А по городу куда больше то?
Красивые машинки, оригинальные!
21 февраля 2017 18:13
Пользователь offline
Голосов:  +6
Почему убожество? Потому что там серийный новенький экземпляр на цветной фотке, а ЗАЗы - самоклёп в ч/б цвете? Даже при этом очевидны преимущества ЗАЗ-а в мелочах: лучший обзор, люк для вентиляции, больше клиренс, более удобная водительская дверь...

Комментарии (9) 

Показать сначала комментарии:
  1. 21 февраля 2017 11:43
    Пользователь offline

    -3

    #
    А причем здесь Булли на первой фотке?))
           
    1. 21 февраля 2017 12:00
      Пользователь offline

      +2

      #
      Вы текст то читаете? или только картинки разглядываете? Его ЗАЗ закупил чтоб использовать
      как настольную книгу
      то бишь - слизать всЁ лучшее
      35
             
      1. 21 февраля 2017 18:09
        Пользователь offline

        +3

        #
        Leshik, можно подумать во всём мире по другому! У нас тоже много чего слизывали и слизывают.
               
  2. 21 февраля 2017 11:46
    Пользователь offline

    +4

    #
    Как не крути, сколько бы анекдотов не было, а Завод был хороший, народный. Выпускал доступные, для многих, автомобили!
    К сожалению, как я понимаю, сейчас завод на грани закрытия, не смотря на то что выпускал доступный аналог Daewoo (Chevrolet) Lanos, а так же Forza, Vida. Буквально лет 5 назад их массово развозили с ЗАЗа по странам СНГ. Сейчас же....
    За 2016 год завод ЗАЗ выпустил 4 автомобиля
           
    1. 21 февраля 2017 17:11
      Пользователь offline

      -2

      #
      И вроде не спиздел, но наврал.

      КРУПНЕЙШИЙ УКРАИНСКИЙ АВТОПРОИЗВОДИТЕЛЬ ПРЕКРАЩАЕТ ВЫПУСК ЛЕГКОВЫХ АВТО.
      Запорожский автомобилестроительный завод займется производством другой техники. В частности, усилия предприятия будут сконцентрированы на сборке автобусов, а также грузовых автомобилей, сообщил руководитель завода ЗАЗ Михаил Евдокименко.
      Речь идет о грузовых автомобилях грузоподъемностью 400, а также 850 кг. Помимо этого, на предприятии строятся автобусы А09 и А07, которые экспортируются за границу.
      Отметим, на ЗАЗ выпускались такие модели как Forza, Vida, Lanos, Sens, а также автобусы.
      http://www.bagnet.org/news/economics/321685
             
  3. 21 февраля 2017 11:57
    Пользователь offline

    +7

    #
    Маломощный мотор мог разогнать груженую машину всего лишь до 70 км/ч, однако для экспедиторской городской развозки товаров это было вполне приемлемо

    А по городу куда больше то?
    Красивые машинки, оригинальные!
           
  4. 21 февраля 2017 12:53
    Пользователь offline

    -15

    #
    по сравнению в ВВ - убожество
           
    1. 21 февраля 2017 18:13
      Пользователь offline

      +6

      #
      Почему убожество? Потому что там серийный новенький экземпляр на цветной фотке, а ЗАЗы - самоклёп в ч/б цвете? Даже при этом очевидны преимущества ЗАЗ-а в мелочах: лучший обзор, люк для вентиляции, больше клиренс, более удобная водительская дверь...
             
  5. 21 февраля 2017 13:12
    Пользователь offline

    -14

    #
    При СССР были чертями безрукими, а сейчас еще и безголовые...
           
  6. 26 февраля 2017 12:37
    Пользователь offline

    0

    #
    Комментарий удален модератором!
           
Информация
Пожалуйста, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии на сайте.