12-дневное путешествие по зимнику на север России (31 фото)

25700
+107
Далее предлагаем отправиться в 12-дневное путешествие по зимнику на арктический север России. Нашим гидом станет водитель грузовика, перевозящего различные грузы, в отдаленные уголки нашей необъятной страны.

Каждую зиму реки, в теплое время года покрывающие огромные пространства Сибири, замерзают. Когда холода становятся суровыми, жизнь большинства людей начинает протекать в закрытых помещениях. Но для кого-то покрытые льдом реки — знак того, что по ним могут ехать грузовики, а значит, — до тех пор, пока держится лед, — может идти торговля. Весенние температуры уже начинали разъедать зимнюю трассу, когда фотограф RFE/RL Амос Чаппл присоединился к одному молодому водителю в 12-тидневном путешествии на арктический север России.

12-дневное путешествие по зимнику на север России (31 фото)

Встречайте Руслана Дороченкова, ему 28 лет, он отец двух маленьких мальчиков. Уже восемь лет он ездит на своем «Камазе» по замерзшей Индигирке, отвозя продукты в арктический город Белая гора. Он получает хорошие деньги — около 600 долларов за поездку. Но каждая поездка — это «особенное приключение», и, как я понял на своем опыте, опасности сибирских зимников очень реальны.

12-дневное путешествие по зимнику на север России (31 фото)

Каждая поездка начинается здесь — в гараже на окраине Якутска. В машину загружают товары, делают последние приготовления. Груз бывает разным, в этот раз он большей частью состоял из продовольствия: в грузовик Руслана поместили 12 тонн макарон, масла для готовки и безалкогольных напитков, даже пару килограммов шоколадных круассанов. Нам помогает загружать машину парень по имени Гарик, он уезжает из Якутска к семье на север. Руслан предложил подвезти его в обмен на помощь во время поездки.

12-дневное путешествие по зимнику на север России (31 фото)

Собакам в гараже сейчас мало что перепадает. Весна берет свое, а значит, все мысли сосредоточены на тех нескольких днях, после которых закроются зимники. Руслан (справа) разговаривает по телефону с другим водителем, спрашивает у него о состоянии льда. Подготовка шла не быстро, но, наконец, поздним вечером Руслан отправляется в путь. Путь в Белую гору начинается с Колымского шоссе, которое построили с использованием труда заключенных в сталинскую эру. Мы проезжаем участок, на котором в феврале грузовик съехал с дороги. Машина и ее злосчастный водитель пролетели 70 метров. Это первая из нескольких историй, заставивших меня нервничать из-за предстоящей поездки. Около полуночи все ложатся спать. Двигатель и обогрев кабины на ночь оставляют включенными. Даже с работающим двигателем ночью может замерзнуть несущий вал. Водители грузовиков берут с собой огнеметы на случай, если придется размораживать части двигателя.


12-дневное путешествие по зимнику на север России (31 фото)

Руслан смотрит вперед, в то место, где Колымское шоссе поворачивает налево среди гор. Ясное солнечное утро, мы хорошо проводим время. До поры до времени. Мы встречаем друга Руслана Андрея, который тоже направлялся в Белую гору, но попал в аварию на своем минивэне. Мы перегружаем содержимое его грузовичка в нашу машину, Андрея приглашают присоединиться к нам. В кабине, рассчитанной на двух человек, нас теперь четверо. Примерно в середине пути наш грузовик съезжает на лед. Следующие 730 километров мы будем ехать по замерзшей Индигирке в сторону Арктики. Во многих участках реки течение настолько быстрое, что летом по ней не пройдешь на лодке. Зимой же река, подобно волшебному ковру, открывает доступ в области республики Саха, в которые практически невозможно добраться другим способом.

12-дневное путешествие по зимнику на север России (31 фото)

В узких местах лед стал очень гладким из-за образовавшихся здесь воронок. Вода просматривается на несколько метров в глубину, где поток несет осколки льда. Когда перед нами появилась прогалина, по форме напоминавшая грузовик, Руслан резко нажал на тормоз и начал разворачиваться, чтобы найти другой маршрут. «Свежая», — только заметил он. Руслан показывает фотографию грузовика коллеги. «Ему повезло. Если сначала будет заливать кабину, то все, конец». Мы едем дальше и проезжаем место, где в декабре сломались три грузовика. Один водитель умер чудовищной смертью, оказавшись подо льдом. Руслан рассказывает, как все произошло: «Ехало три грузовика конвоем, между ними было по 100-200 метров. Вдруг второй водитель потерял первый грузовик из виду. Не понял, что происходит. Когда он увидел воду [от первого грузовика, после того, как тот провалился под лед], нажал на тормоза. Первый на 9 метров ушел под лед, старик [водитель] утонул. Второй жал на тормоза, пытался остановиться, но тоже упал под лед. Температура −45°. Молодой парень, 23 года. У него в кабине был молоток, он разбил окно, вылез из воды и увидел третью машину. Он весь мокрый проходит 50 метров, пытается помахать третьему водителю, а температура −45° — на нем все [одежда] замерзает, пока он идет. Третий водитель не сразу понимает, что он ему пытается показать. Колеса скользят, машина наполовину уходит по воду. Но кабина остается наверху, и он выпрыгивает. Они идут пешком в Белую гору, которая от них в 25 километрах, но повезло — их подобрал человек на снегоходе. Молодой парень серьезно обморозился».

12-дневное путешествие по зимнику на север России (31 фото)

Вскоре и нам приходится столкнуться с тонким льдом. В некоторых участках реки талая вода, которая появляется близко к поверхности, даже в самые холодные зимние месяцы не дает образоваться толстому слою льда. Когда Руслан попытался проехать от одного берега прогалины до другого, мы услышали, как лед начал хрустеть. Я сидел у пассажирской двери и начал беспокоиться, что, если грузовик опрокинется на мою сторону, я окажусь под водой — с тремя людьми надо мной, которые будут пытаться найти выход. Я видел, что лед был хрупким, поэтому приоткрыл свою дверь и приготовился выпрыгнуть. Грузовик неожиданно накренился в мою сторону. Когда Руслан нажал на газ, он накренился еще сильнее. Я открыл дверь и выпрыгнул, в надежде преодолеть хрупкий лед, прежде чем грузовик обрушится на меня. Но лед выдержал. С помощью цепей Руслану удалось задним ходом выехать из прогалины. Еще дважды в этот день мы проезжали участки с пугающе тонким льдом.

12-дневное путешествие по зимнику на север России (31 фото)

Эту ночь я проводил в полной глуши, приговоренный к путешествию, которое начинало казаться ошибкой, но вдруг произошло нечто очень важное. В три часа утра небо передо мной начало зажигаться зеленым. Полярное сияние охватило всю линию горизонта. Кроме меня, его никто не увидел, — все остальные спали. Не могу объяснить это логически, но пока я смотрел на небо, меня покинуло чувство ужаса. Я почувствовал, что, что бы ни случилось, все будет хорошо.

12-дневное путешествие по зимнику на север России (31 фото)

Следующее утро было ясным, а дорога — твердой, как скала. Когда я рассказал о пережитом Руслану, русский воспринял аспект «послания от Вселенной» серьезно. Несмотря на его любовь к грязному языку и тяжелой музыке, Руслан глубоко религиозен. Маленькая Зашиверская часовня — к ней приходят водители, проезжающие по зимнику. Руслан — во время каждой своей поездки. По его словам, Бог всегда помогал ему в сложные моменты на реке. У водителей есть и уникальные суеверия. Одно из них — нельзя справлять нужду рядом перед грузовиком: аналог убийству альбатроса. Руслан набирает питьевую воду из проруби, а мы приближаемся к одной из целей нашего пути. Вода удивительно чистая, даже если посмотреть на свет. Однако, несмотря на чувство гордости, которое вселяет в водителей грузовиков вид девственной природы, большинство, в том числе и Руслан, бросают мусор прямо на лед.

12-дневное путешествие по зимнику на север России (31 фото)

В городах и деревнях, окружающих Белую гору, начинаются проблемы с доставкой продуктов и с автомобилем. Руслан останавливается и для того, чтобы помочь каждому водителю, который встречается нам по пути. Поездка длится уже неделю — это неделя из 12-16-тичасовых дней, без душа и смены белья. Наконец, грузовик разгружен, и на горизонте появляется Белая гора. Большей частью город и его две тысячи жителей обеспечивают себя за счет рыбной ловли. Все, что осталось теперь, — безопасно вернуться в Якутск. Но сначала надо принять ванну. Руслан говорит, что он «будто заново родился».

12-дневное путешествие по зимнику на север России (31 фото)

В магазинах Белой горы на удивление много продуктов, но цены здесь значительно выше, чем в крупных российских городах. 100 грамм орешков кешью в одном магазине стоили 18 долларов (1150 рублей — прим. пер.). Поездка сильно отклонилась от графика, дороги официально закроются всего через несколько дней, поэтому на обратном пути Руслан едет быстро, иногда не останавливается и ночью. Грузовик пуст, но на улице становится теплее, а значит, дорога быстро исчезает. Начинается весеннее таяние, и уровень воды в реках начинает подниматься. Вода проходит сквозь лед и образовывает слой хрупкого льда над замерзшей рекой. Мы опаздываем на несколько дней и едем по тающему льду. Руслан останавливается, чтобы помочь еще одному водителю грузовика. Он берет на буксир сломавшуюся машину и предлагает водителю подвезти его до Якутска. Руслан говорит, что взаимопомощь на льду — это то, что «ты просто делаешь и все», и добавляет: «Традиции „обмани и ограбь“ сюда еще не добрались».

12-дневное путешествие по зимнику на север России (31 фото)

Когда мы снова оказываемся на твердой почве — Колымском шоссе, настроение улучшается — мы попадаем в яркие лучи весеннего солнца. Мы это сделали, Руслан успешно завершил еще одну поездку — за несколько дней до того, как ледяная дорога закроется до следующего сезона. Но, оказывается, Руслан не совсем закончил с зимниками. Он проведет три дня в Якутске, а затем попробует совершить путешествие еще один, последний в этом году, раз. «Тебе надо поехать со мной! — говорит он мне. — Воды будет по шею». Но на сей раз Руслан поедет один. Такие игры с ледяным шоссе — только для специальной породы людей: для тех, у кого зимник, как говорит Руслан, — «в крови».

12-дневное путешествие по зимнику на север России (31 фото)
12-дневное путешествие по зимнику на север России (31 фото)
12-дневное путешествие по зимнику на север России (31 фото)
12-дневное путешествие по зимнику на север России (31 фото)
12-дневное путешествие по зимнику на север России (31 фото)
12-дневное путешествие по зимнику на север России (31 фото)
12-дневное путешествие по зимнику на север России (31 фото)
12-дневное путешествие по зимнику на север России (31 фото)
12-дневное путешествие по зимнику на север России (31 фото)
12-дневное путешествие по зимнику на север России (31 фото)
12-дневное путешествие по зимнику на север России (31 фото)
12-дневное путешествие по зимнику на север России (31 фото)
12-дневное путешествие по зимнику на север России (31 фото)
12-дневное путешествие по зимнику на север России (31 фото)
12-дневное путешествие по зимнику на север России (31 фото)
12-дневное путешествие по зимнику на север России (31 фото)
12-дневное путешествие по зимнику на север России (31 фото)
12-дневное путешествие по зимнику на север России (31 фото)
12-дневное путешествие по зимнику на север России (31 фото)
12-дневное путешествие по зимнику на север России (31 фото)

Отсюда: 1, 2

Топ комментарии

25 мая 2016 23:11
Пользователь offline
Голосов:  +12
А вообще, конечно, к людям, которые своими жизнями на зимниках рискуют, уважение бесконечное!
25 мая 2016 23:45
Пользователь offline
Голосов:  +9
СУРОВЫЙ КРАЙ,ТЯЖЕЛАЯ РАБОТА... УДАЧИ ВАМ РЕБЯТА!!!
25 мая 2016 23:02
Пользователь offline
Голосов:  +8
Хотел бы я посмотреть, как машину огнемётом размораживают :))) И что такое "несущий вал"? Может, всё же карданный вал? Или валы коробки передач? :)

Комментарии (21) 

Показать сначала комментарии:
  1. 25 мая 2016 23:02
    Пользователь offline

    +8

    #
    Хотел бы я посмотреть, как машину огнемётом размораживают :))) И что такое "несущий вал"? Может, всё же карданный вал? Или валы коробки передач? :)
           
    1. 25 мая 2016 23:11
      Пользователь offline

      +12

      #
      А вообще, конечно, к людям, которые своими жизнями на зимниках рискуют, уважение бесконечное!
             
    2. 26 мая 2016 10:46
      Пользователь offline

      -1

      #
      перевод от пендоса
             
  2. 25 мая 2016 23:03
    Пользователь offline

    +6

    #
    Самое удивительное, что при таких просторах совершенно отсутствует малая авиация (что не так давно было и много), и не развился транспорт в виде экранопланов (опыт в постройке которых есть у наших конструкторов).
    Ну а то, что там живут и работают ЖЕЛЕЗНЫЕ люди, так это не удивительно, слабаков там нет! :)
           
    1. 26 мая 2016 00:08
      Пользователь offline

      +6

      #
      насчет экранопланов да, интересно, ведь им по зимнику сам бог велел летать-быстро, более безопасно и грузоподъемность поболее чем у камазов
             
      1. 26 мая 2016 06:49
        Пользователь offline

        +2

        #
        kubanoid, проблема на развороте и повороте над рекой (узкая кривая) а вот над тундрой тут на ура
               
    2. 26 мая 2016 06:29
      Пользователь offline

      -1

      #
      малая авиация?!так она была,самый большой авиаотряд базировался в Певеке,это Чукотка...там же проходили испытания экранопланов,в районе Купола до сих пор лежат обломки одного из них,а я дело прошлое по Малому Анюю сам ездил,правда пасажиром
             
    3. 26 мая 2016 06:48
      Пользователь offline

      +1

      #
      -50 давай полетай, а вот экраноплан да, может вседаки допрет до простых людей, про чинопидарасов речи нет
             
    4. 26 мая 2016 10:20
      Пользователь offline

      0

      #
      Жил в якутии, видел все своими глазами. Когда ты там то не замечаешь железности, ибо все это обычные будни. Вот взаимовыручка на дорогах была очень развита хз как правда как там сейчас. А так захочешь жить еще ни так раскорячишься =)
             
    5. 26 мая 2016 15:34
      Пользователь offline

      +1

      #
      Была, но загубили. sad
             
  3. 25 мая 2016 23:45
    Пользователь offline

    +9

    #
    СУРОВЫЙ КРАЙ,ТЯЖЕЛАЯ РАБОТА... УДАЧИ ВАМ РЕБЯТА!!!
           
  4. 26 мая 2016 07:14
    Пользователь offline

    0

    #
    Природа красивая там летом,да и зимой тоже.
           
  5. 26 мая 2016 08:54
    Пользователь offline

    +1

    #
    Текст жуткий. Такое чувство, что гуглом перевели.
           
  6. 26 мая 2016 08:56
    Пользователь offline

    0

    #
    "Не жизнь а сказка"
           
  7. 26 мая 2016 09:13
    Пользователь offline

    0

    #
    Не впечатлил! Уж лучше "Семьдесят градусов ниже нуля" перечитать!
           
  8. 26 мая 2016 09:52
    Пользователь offline

    0

    #
    Как классно то!
    Уйй!
    А я бы поехала!
    Так здорово валить на мощном КАМАЗЕ!
    Вот такая поездка не для слабых духом!
    Парням Уважение!
    Автору материала!
    Книксен( такой галантный поклон- не путать прошу)
    :)
           
    1. 26 мая 2016 10:23
      Пользователь offline

      +1

      #
      Очень здорово, с тысячу км по бездорожью в мороз, на деревянном камазе. а если что-то сломалось чинить в -40 это просто мега круто, романтика прям)
             
  9. 26 мая 2016 15:51
    Пользователь Онлайн

    +2

    #
    Огнемёты повеселили))
    А вообще,русский север - это Архангельск и Мурманск,а пост всё же о Сибири и её севере,о котором в народе говорят - крайний.
    Чем больше таких очерков зарубежные журналисты у себя постить будут,тем больше шансов на просветление в головах их граждан и политиков.
           
  10. 26 мая 2016 19:34
    Пользователь offline

    +3

    #
    "Несущий вал" и "огнемёт" это пипец.
    Так мог написать только человек который вообще ничего не понимает о чём пишет.
           
  11. 27 мая 2016 20:12
    Пользователь offline

    0

    #
    бывает
           
  12. 2 октября 2016 19:04
    Пользователь offline

    0

    #
    уахаха огнемет хD это не огемет а паяльная лампа хD
           
Информация
Пожалуйста, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии на сайте.