Беляна – судно для сплавки леса (17 фото)

16778
+57
До появления железных и автомобильных дорог очень важную роль в доставке грузов и людей играли реки. В те времена по рекам доставляли все, а потому было великое множество разновидностей речных судов. Река Ветлуга прославилась особым видом кораблей – белянами, которые использовались для сплава леса. Беляны могли перевозить огромное количество леса, а потому и размеры их были колоссальными.

Беляны готовили к 600-километровому путешествию несколько дней, а то и недель. Бревна складывались особым способом, что позволяло им подсохнуть в пути и не испортиться из-за гниения. Длина судна могла достигать 120 метров, в то время как его ширина порой доходила до ширины реки в наиболее узких местах. На верхней кладке ставились избы для рабочих и вышка лоцмана.

Судно шло кормой вперед, а управлять им помогали кормовой руль и носовые лоты (чугунные отливы в форме пирамиды или овала, которые тянулись по дну и сдерживали скорость корабля). Вес лотов мог достигать 5 тонн. Менять направление также позволял небольшой якорь, который на лодке отвозили в нужную сторону и сбрасывали. Останавливали беляну тремя большими якорями. На месте прибытия беляна продавалась целиком.

Использовались подобные суда с конца XVII и до начала XX века.


Беляна – судно для сплавки леса (17 фото)
Беляна – судно для сплавки леса (17 фото)
Беляна – судно для сплавки леса (17 фото)

Беляна – судно для сплавки леса (17 фото)
Беляна – судно для сплавки леса (17 фото)
Беляна – судно для сплавки леса (17 фото)
Беляна – судно для сплавки леса (17 фото)
Беляна – судно для сплавки леса (17 фото)
Беляна – судно для сплавки леса (17 фото)
Беляна – судно для сплавки леса (17 фото)
Беляна – судно для сплавки леса (17 фото)
Беляна – судно для сплавки леса (17 фото)
Беляна – судно для сплавки леса (17 фото)
Беляна – судно для сплавки леса (17 фото)
Беляна – судно для сплавки леса (17 фото)
Беляна – судно для сплавки леса (17 фото)
Беляна – судно для сплавки леса (17 фото)

Топ комментарии

7 апреля 2015 00:09
Пользователь offline
Голосов:  +6
Обалдеть. Такие дурилки... Круто.
Про готовность к плаванию за несколько дней - поржал. Готовились - возможно, а вот строились/собирались никак не меньше пары недель, имхо.

Комментарии (8) 

Показать сначала комментарии:
  1. 7 апреля 2015 00:09
    Пользователь offline

    +6

    #
    Обалдеть. Такие дурилки... Круто.
    Про готовность к плаванию за несколько дней - поржал. Готовились - возможно, а вот строились/собирались никак не меньше пары недель, имхо.
           
  2. 7 апреля 2015 04:51
    Пользователь offline

    0

    #
    круть!
           
  3. 7 апреля 2015 05:01
    Пользователь offline

    0

    #
    а у нас и в конце ХХв не парясь просто брена по реке сплавляли все лето. Как щас не знаю правда
           
  4. 7 апреля 2015 08:16
    Пользователь offline

    0

    #
    какой-то "прообраз" Ноева ковчега 35
           
  5. 7 апреля 2015 09:01
    Пользователь offline

    +1

    #
    Радио и джаз погубили такие корабли.
           
  6. 7 апреля 2015 11:23
    Пользователь offline

    +4

    #

    Это сколько опыта и знаний надо иметь для постройки такого монстра?
    drinks
           
  7. 7 апреля 2015 16:30
    Пользователь offline

    0

    #
    Цитата: YKROФОБ
    Как они выдерживали такой вес.Кораблик то и не видно.

    Какой кораблик не видно? unknowing Дак это и есть кораблик! Он построен из брёвен(леса) потом его на месте тупо разбирали на стройматериал.
           
  8. 7 апреля 2015 16:34
    Пользователь offline

    +1

    #
    ЧТО ТАКОЕ ОДНОРАЗОВЫЙ ДЕРЕВЯННЫЙ КОРАБЛЬ, и как он может плыть без единого гвоздя...
    БЕЛЯНЫ. Сто лет назад по Волге и Каме ходили уникальные суда – беляны. Уникальны они были тем, что строились без единого гвоздя, служили один рейс и потом разбирались до щепки.

    Беляны перевозили «белый лес» (то есть обработанные бревна), лыко, рогожу и пр. Рассчитанные на одну навигацию, они никогда не смолились, потому и получили свое название.

    О погрузке беляны сложили поговорку: "Разберешь беляну одними руками, не соберешь беляны всеми городами". На постройку одной беляны уходило в среднем 240 сосновых и 200 еловых бревен. Она состояла, в общем-то, из самого перевозимого груза.



    Лес укладывался на плоскодонную барку ровными рядами с широкими проёмами, чтобы в случае аварии можно было быстро добраться до места поломки. Ширина такой нагруженной беляны иногда достигала 30 метров (длина же - до 100 м., высота — 5 м., грузоподъёмность — до 10 000 тонн!). Несмотря на свои размеры, беляна была очень маневренной, управлялась при помощи руля и огромного лота, который волочился по дну реки и, задерживая ход судна, давал возможность направлять его рулем в ту или другую сторону.

    .


    Рабочих на беляне было от 15 до 35 человек, но иногда и до 80. Многие из них работали на помпах, поскольку корпус беляны всегда понемногу протекал. Ближе к корме на беляне для равновесия устанавливали по две избушки для команды - "казенки". Между крышами избушек перекидывался мостик с резной будкой лоцмана посредине. Хотя беляны и были лишь функциональными и одноразовыми, они богато украшались: огромными, похожими на паруса, флагами – государственными, торговыми или владельческими; лоцманская будка вся покрывалась резьбой, а иной раз даже красилась под золото.

    Особого расцвета строительство белян на Волге достигло в середине XIX в.: требовалось огромное количество леса-топлива для пяти сотен пароходов. Лишь постепенно, с переходом на нефть, спрос на дрова упал. Но даже в конце XIX века их продолжали строить до 150 штук ежегодно и, загрузив лесом, сплавляли вниз по реке вплоть до Астрахани. Дальше Царицына-Астрахани такие суда нигде не бывали.

    А выполнившие свою миссию беляны разбирались, да так, что от них буквально ничего не оставалось: "казёнки" продавались как готовые избы, лес шел на строительный материал, пенька, рогожи, канаты, крепеж - абсолютно всё приносило доход владельцам белян
           
Информация
Пожалуйста, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии на сайте.