История развития первого класса гражданской авиации (52 фото)

17065
+49
История развития гражданской авиации довольно интересный и увлекательный предмет, который показывает развитие воздушных судов и условий их пассажиров. В этом посте вы узнаете для себя много нового, например, то, что золотой век гражданской авиации остался в прошлом и сейчас нам предлагают лишь небольшую часть того, чем были обеспечены пассажиры несколько десятилетий назад.

На заре авиации салоны самолетов выглядели совсем не так, как мы привыкли. Самые первые самолеты были узкими и длинными, а пассажирские сидения воспринимались как новшество, некое роскошное и необязательное дополнение, как икра к бутерброду с маслом. Первыми сидениями служили самые обычные стулья и кресла, ремней безопасности не было. Поначалу пассажиры сидели сразу за пилотом, перегородок не было. Выглядело это примерно так. 1926 год. Кабина с подогревом - повод для гордости.

История развития первого класса гражданской авиации (52 фото)

Самолеты становились больше и длиннее, сидения ставили в два ряда.

История развития первого класса гражданской авиации (52 фото)

Фото 1930-х годов.

История развития первого класса гражданской авиации (52 фото)

Агитационный самолет "Максим Горький", 1934 год


История развития первого класса гражданской авиации (52 фото)

Когда самолеты стали более-менее пригодными для коммерческих перевозок пассажиров, возникла потребность и в обслуживающем персонале. Вот Эллен Черч, первая в мире стюардесса. Начала работать в 1930-м году. Курить разрешается! Запрет на курение - изобретение последних 20-30 лет, раньше все дымили сигаретами, сигариллами и сигарами, про вред от пассивного курения никто не думал.

История развития первого класса гражданской авиации (52 фото)

Постепенно возможности авиационной промышленности росли. Проектировщики вдохновлялись роскошными железнодорожными экспрессами и океанскими лайнерами и делали в самолетах отдельные купе на 2-3 человека. Вопрос комфорта пассажиров стоял остро: в 1938 году полет из Лондона в австралийский Брисбен длился 11 дней (на корабле - больше месяца) и предполагал около 20 остановок. Рекламные буклеты британской авиакомпании Imperial Airways гласили: "Из Лондона в Сингапур - за 8 дней!". Гордостью компании был "Летающий корабль Эмпайр". Сидения:

История развития первого класса гражданской авиации (52 фото)

Как в лучших ресторанах Парижа.

История развития первого класса гражданской авиации (52 фото)

Что-то вроде светского салона на борту.

История развития первого класса гражданской авиации (52 фото)

Завтрак в постель.

История развития первого класса гражданской авиации (52 фото)

Основа всех основ - здоровый сон.

История развития первого класса гражданской авиации (52 фото)

Говорить о классах обслуживания в данном случае неверно. До 1950-60-х годов все было первым классом: билеты стоили очень дорого, и позволить себе купить их могли лишь обеспеченные люди. Например, путешествие из Лондона в Сингапур стоило по нынешнему курсу 17 600 долларов. Самолет был филиалом светского салона, куда являться в футболках и шортах, как привыкли мы, считалось неприемлемым. Пассажиры вступали на борт едва ли не в вечерних нарядах. На фото - американский самолет Sikorsky S40B, 1930-е годы.

История развития первого класса гражданской авиации (52 фото)

Тот же самолет, господа обедают. Обратите внимание: никаких одноразовых тарелочек, только хрусталь, только фарфор! Также пассажирам в неограниченном количестве предлагался алкоголь. Однако случаи пьяных дебошей были редки, так как потенциальные буяны - маловоспитанные пролы - отсеивались еще на этапе покупки билетов.

История развития первого класса гражданской авиации (52 фото)

Британские актеры Уинифред Шоттер и Джек Лестер летят в Индию, 1945 год.

История развития первого класса гражданской авиации (52 фото)

Конец 1940-х.

История развития первого класса гражданской авиации (52 фото)

Бар на борту, около 1945 года

История развития первого класса гражданской авиации (52 фото)

На самолетах вполне могли подать обед из 5-6 перемен.

История развития первого класса гражданской авиации (52 фото)

1955 год, дизайнер салона - Генри Дрейфус

История развития первого класса гражданской авиации (52 фото)

Одним из символов "Золотого века авиации" считается Боинг 377 Стратокруизер, который начал использоваться с 1949 года. В нем также были спальные места:

История развития первого класса гражданской авиации (52 фото)

Самолеты такие удобные, что можно путешествовать и с детьми, намекают нам эти фотографии.

История развития первого класса гражданской авиации (52 фото)

Холл.

История развития первого класса гражданской авиации (52 фото)

Обед на Стратокруизере.

История развития первого класса гражданской авиации (52 фото)

А это 1952 год и один из первых коммерческих реактивных самолетов. Женщина делает косметические процедуры в специально предназначенной для этого комнате.

История развития первого класса гражданской авиации (52 фото)

Боинг 707, его эксплуатация началась с 1958 года в Pan American, которая в 1960-е считалась самой роскошной авикомпанией в мире. 1959 год, пассажиры пьют за любовь.

История развития первого класса гражданской авиации (52 фото)

Ведут светские беседы в салоне.

История развития первого класса гражданской авиации (52 фото)

Так как самолеты становились все более быстрыми, необходимость в кроватях отпала, и они редуцировались до раскладывающихся кресел. Это 1958 год.

История развития первого класса гражданской авиации (52 фото)

Следующий важный этап в истории гражданской авиации - Боинг-747. Пассажирам первого класса подают обед.

История развития первого класса гражданской авиации (52 фото)

Наливают шампанское. В те времена к стюардессам предъявлялись очень строгие требования. Они должны были являть собой сочетание модельной внешности, манер светской львицы, умений домработницы, официантки и медсестры (например, при необходимости стюардесса могла принять роды). Были и формальные критерии: вес от 49 до 60 кг, возраст от 21 до 27, высокие моральные качества и отсутствие мужа. В Pan Am на собеседовании девушек просили перевести текст с французского на английский, пройтись по комнате, чтобы продемонстрировать походку и осанку, и взвеситься. Тех, кто проходил отбор, авиакомпания обучала этикету, географии, национальным традициям разных стран.

История развития первого класса гражданской авиации (52 фото)

Середина 1960-х, стюардесса с модной высокой прической предлагает закуски.

История развития первого класса гражданской авиации (52 фото)

Канапе с икрой.

История развития первого класса гражданской авиации (52 фото)

Середина 1960-х

История развития первого класса гражданской авиации (52 фото)

Обратите внимание, как одет стюард

История развития первого класса гражданской авиации (52 фото)

Американская Braniff International, 1967 год

История развития первого класса гражданской авиации (52 фото)

Октябрь 1969 года. Советские разведчики Леонтина и Моррис Коэн, обмененные на своего британского коллегу, летят из Лондона в Варшаву со всем комфортом. Курить по-прежнему разрешалось.

История развития первого класса гражданской авиации (52 фото)

Размышления о 1950-60-х годах для гражданской авиации на Западе неизменно наполнены тоской по утраченной роскоши. Но слышали ли вы когда-нибудь, чтобы кто-то грустил о советских самолетах? Я - нет. Давайте посмотрим, как обстояли дела в СССР.

Большинство летавших тогда на самолетах никакого первого класса не помнят. На самом деле он был. Как таковой он впервые был спроектирован в ТУ-104 (начало эксплуатации - 1956 год). Однако для внутрисоюзных рейсов машины переделывались: первый класс, диваны и прочие излишества убирали. За счет этого число посадочных мест возрастало. Это касается и последующих моделей самолетов. Поэтому на внутрисоюзных перелетах никаких классов не было, за очень редким исключением. По блату можно было получить первый ряд. На нескольких самолетах меняли компоновку первых двух-трех рядов и сделали больше расстояние между креслами, вот и весь комфорт. Зато разрешалось курить!

Другое дело - заграничные рейсы. Здесь "Аэрофлот" старался соответствовать западным стандартам. Были два класса, экономичный и первый. В 1957 году Советский Союз посетил фотограф американского журнала LIFE Говард Сочурек и заснял интерьеры ТУ-104. Первый класс был сделан в виде отдельных купе и выглядел так:

История развития первого класса гражданской авиации (52 фото)

Собак разрешали провозить прямо в салоне.

История развития первого класса гражданской авиации (52 фото)

Часто на места первого класса сажали самых обычных людей.

История развития первого класса гражданской авиации (52 фото)

Советские граждане во время перелета не распивают алкогольные напитки, как американцы, а читают и беседуют про Карла Маркса!

История развития первого класса гражданской авиации (52 фото)

Кухня на ТУ-104. Именно тогда в СССР появилось понятие питания на борту.

История развития первого класса гражданской авиации (52 фото)

Везде деревянные панели и кожа. Все были впечатлены...

История развития первого класса гражданской авиации (52 фото)

...но ТУ-114 поразил граждан еще больше. Там появились полноценные спальные купе класса люкс на трех человек. Пассажирам выдавали подушку и одеяло.

История развития первого класса гражданской авиации (52 фото)
История развития первого класса гражданской авиации (52 фото)

В Союзе тоже умели жить красиво.

История развития первого класса гражданской авиации (52 фото)

Вот сидячий первый класс.

История развития первого класса гражданской авиации (52 фото)

Никита Сергеевич Хрущев в салоне личного самолета Ил-18, 1959 год.

История развития первого класса гражданской авиации (52 фото)

Салон главы государства в разных модификациях ТУ-134.

История развития первого класса гражданской авиации (52 фото)

Вот информационная брошюра Аэрофлота на зиму 1961/62, можно посмотреть порядок цен на билеты. Напомню, что в 1962 году среднемесячная зарплата в СССР составляла 84 рубля. В 1973 году самый дорогой билет, Москва-Токио, стоил 1658 рублей в первом классе (при средней зарплате в 125 рублей).
В 1968 году состоялся первый рейс Москва-Монреаль-Нью-Йорк на ИЛ-62. Пассажиров потчевали так: "в первом классе подавали черную икру с лимоном, мурманский палтус, водку и коньяк, а эконом кормили цыплятами-табака с зеленым горошком, лососем, красной икрой, а на десерт – песочные пирожные-колечки."

История развития первого класса гражданской авиации (52 фото)

Первый класс в ТУ-144.

История развития первого класса гражданской авиации (52 фото)

А вот рекламные фотографии Аэрофлота конца 1980-х - начала 1990-х.

История развития первого класса гражданской авиации (52 фото)
История развития первого класса гражданской авиации (52 фото)
История развития первого класса гражданской авиации (52 фото)
История развития первого класса гражданской авиации (52 фото)
История развития первого класса гражданской авиации (52 фото)


Отсюда

Топ комментарии

15 января 2015 02:09
Пользователь offline
Голосов:  +9
Роскошь есть во все времена, только плати за нее !

Комментарии (7) 

Показать сначала комментарии:
  1. 15 января 2015 02:09
    Пользователь offline

    +9

    #
    Роскошь есть во все времена, только плати за нее !
           
  2. 15 января 2015 03:32
    Пользователь offline

    -1

    #
    если можеш себе позволить, то почему нет?
           
  3. 15 января 2015 09:28
    Пользователь offline

    +4

    #
    А мне пост понравился, спасибо...
    drinks
           
  4. 15 января 2015 11:01
    Пользователь offline

    +2

    #
    Ничего что автор как-то умолчал про первый в мире пассажирский самолет Илья Муромец, сделанный Сикорским? angry Там уже в 17-м году были отдельные купе для пассажиров, и даже ванна с душем!!!
    Жаль конечно, что революция вынудила его эмигрировать...
           
  5. 15 января 2015 12:58
    Пользователь offline

    0

    #
    не знал что в СССР был первый класс
           
  6. 15 января 2015 16:37
    Пользователь offline

    -1

    #
    Цитата: Neizvestnii
    не знал что в СССР был первый класс

    Так 1й класс не для граждан СССР

    Цитата: MonSTARik
    Ничего что автор как-то умолчал про первый в мире пассажирский самолет Илья Муромец, сделанный Сикорским? angry Там уже в 17-м году были отдельные купе для пассажиров, и даже ванна с душем!!!
    Жаль конечно, что революция вынудила его эмигрировать...

    Посто о пассажирских авиаперевозках.
    в 1911 французами осуществлен пассажирский перелет в количестве 10 человек
    А есть еще онин ньанс
    в 1914 год начало гражданской авиавиации,
    Американская компания St. Petersburg Tampa Airboat Line
    открывает регулярный маршрут ст Питербург - Тампа
    1919 год таже компания открывает международный рейс Париж - Брюссель
    Возможно St. Petersburg Tampa Airboat Line использовал ИМ их до 1917 год выустили аж 5 шт. - 1 пределанный в гидроплан.
    В России (тогда РСФСР) регулярные пассажирские перевозки начнутся в 1922 году.
           
  7. 29 января 2015 15:55
    Пользователь offline

    0

    #
    как-то так
           
Информация
Пожалуйста, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии на сайте.