ВАЗ 2108 отметил свое 30-летие (61 фото)

24847
+72
30 лет назад Волжский автомобильный завод начал выпуск своей первой переднеприводной модели - ВАЗ 2108, поэтому этот пост мы решили посвятить юбиляру.

ВАЗ 2108 отметил свое 30-летие (61 фото)

Прототипы «восьмёрки» испытывались по самой строгой программе. Специальные полигоны, дороги общего пользования от крайнего Севера до пустынь Средней Азии стали настоящим — всё это помогало испытателям выявить слабые места конструкции.


ВАЗ 2108 отметил свое 30-летие (61 фото)

Автомобиль стал настоящим хитом продаж начиная с 1985 года, когда первые экземпляры попали в магазины по цене 8346 рублей. Отметим, что на «чёрном рынке» за этот автомобиль просили две цены. Машина считалась престижной и модной, особенно на фоне начавшихся «перестройки» и рыночных отношений. Однако, уже с конца 80-х такая слава трёхдверной «Самары» и её модификаций начала меркнуть — они превратились в достаточно доступные транспортные средства, часто ругаемые, но всё-равно любимые автомобилистами до сих пор. Модернизированные «Самары» продержались на конвейере до декабря 2013 года.


ВАЗ 2108 отметил свое 30-летие (61 фото)

ВАЗ 2108 отметил свое 30-летие (61 фото)
ВАЗ 2108 отметил свое 30-летие (61 фото)

ВАЗ-2108 из первых серийных партий. Обратите внимание на "клюв" решётки радиатора и короткое переднее "крыло". Это отличительные черты ранних авто


ВАЗ 2108 отметил свое 30-летие (61 фото)
ВАЗ 2108 отметил свое 30-летие (61 фото)

Осенью 1984 года на ВДНХ СССР в Москве открылась грандиозная экспозиция "60 лет Советскому автопрому". Впервые советские граждане увидели "технику XII пятилетки" — ВАЗ-2108.


ВАЗ 2108 отметил свое 30-летие (61 фото)

Уже в январе 1985-го ВАЗ-2108 поступили в продажу по цене 8346 рублей.


ВАЗ 2108 отметил свое 30-летие (61 фото)

Министерство автомобильной и тракторной промышленности СССР, озабоченное снижением интереса к советским "ладам" за рубежом, тогда предпринимало шаги для повышения конкурентоспособности одного из главных секторов нашего машиностроительного экспорта. Министром тогда был Виктор Николаевич Поляков — человек жесткий и требовательный. Стоявший у истоков Волжского автозавода, он не раз заворачивал предложение главного конструктора о переходе на переднеприводную модель. Добро было получено лишь тогда, когда появилась полная уверенность, что завод справится. И все же оснащения конструкторского отдела ВАЗа недоставало для разработки автомобиля европейского уровня.
Дизайн ВАЗ-2108 разрабатывал довольно известный сейчас Porsche. Выбор этой компании продиктован снижением спроса на советский автопром и необходимости его модернизации.

Чертежи от Porsche


ВАЗ 2108 отметил свое 30-летие (61 фото)

Вот итоговый результат, после обработки «бумажного» концепта ВАЗ-2108 от фирмы Porsche.


ВАЗ 2108 отметил свое 30-летие (61 фото)
ВАЗ 2108 отметил свое 30-летие (61 фото)

В то же время в информационных материалах о ВАЗ-2108 "Самара" пусть скромно, но все же упоминалось о сотрудничестве с немцами. "В разработке некоторых агрегатов, испытаниях и оценке машины в целом (двигатель 1,3 л) участвовала фирма "Порше", — сообщала брошюра "Автоэкспорта" 1987 года. Примерно в то же время на европейский рынок вышла аналогичная "Самаре" модель Skoda Favorit.


ВАЗ 2108 отметил свое 30-летие (61 фото)

Выбор партнером Porsche был продиктован пониманием, что завод не может замыкаться на одном "Фиате". Помимо доводочных испытаний, в инжиниринговом центре Porsche в Вайсзахе предстояли работы по двигателю и подвеске — партнер даже предлагал разместить на клапанной крышке мотора надпись "Designed by Porsche". Многие мировые автопроизводители почли бы такое за честь, но у советских — собственная гордость, и от предложения, которое способствовало бы лучшим продажам машины в Европе, наши чиновники отказались.


ВАЗ 2108 отметил свое 30-летие (61 фото)
ВАЗ 2108 отметил свое 30-летие (61 фото)
ВАЗ 2108 отметил свое 30-летие (61 фото)
ВАЗ 2108 отметил свое 30-летие (61 фото)

После перестройки в Германии и Бельгии рождались многочисленные совместные с "Автоэкспортом" предприятия, которые создавали разнообразные модификации "Самары", даже кабриолеты. Из Тольятти в Германию начал регулярно курсировать "Икарус", в задней части которого были устроены спальные места. Сотрудники "АвтоВАЗа" с пластиковыми пакетами из С&А важно расхаживали по немецким городам. Уровень нашей дремучести уже ни для кого не являлся секретом: достаточно сказать, что на первых скетчах ВАЗ-2110 дизайнеры писали Lada Marafon — именно так, а не через th. При таком уровне знаний опять нельзя было обойтись без помощи инжиниринговых фирм.


ВАЗ 2108 отметил свое 30-летие (61 фото)

Одна из самых красивых легенд — о том, как компания Porsche участвовала в создании семейств ВАЗ-2108/09/10. Мол, дверные ручки "восьмеры" — точь-в-точь как у Porsche 924! Их-де подарил советской машине бывший белоэмигрант, работавший на Porsche главным дизайнером.
Дверная ручка ВАЗ-2108 такая же как и у Роrsche 924. При разработке модели, в зале висела боковая часть автомобиля, но на дверях небыло ручки. Один из сотрудников приделал к дверям ручку от вышеупомянутой модели, так и оставили.


ВАЗ 2108 отметил свое 30-летие (61 фото)
ВАЗ 2108 отметил свое 30-летие (61 фото)

Успеху в немалой степени способствовало то, что компания Skoda широко оглашала факт участия в создании новинки итальянского дизайн-ателье Bertone. Сумма контракта между Минавтопромом и компанией Porsche неизвестна. Однако поговаривают, что заточка "зубила" позволила компании наконец построить полноразмерную аэродинамическую трубу взамен убогой климатической камеры.


ВАЗ 2108 отметил свое 30-летие (61 фото)

Вазовские испытатели тщательно камуфлировали прототипы. По легенде, некоторые водители, увидев неведомые авто на дороге, вылетали в кювет


ВАЗ 2108 отметил свое 30-летие (61 фото)

Всего было произведено около 900 000 "восьмерок" разных модификаций. Этот эпохальный автомобиль стал родоначальником не только всего семейства "Самара", но и всех последующих автомобилей ВАЗ с приводом на передние колёса ("десятка", "Калина", "Приора" и даже "Гранта", а также Datsun On-Do). Интересная деталь: клапанная крышка ранней "восьмерки" визуально ничем не отличается от аналогичной детали новейшего автомобиля марки Datsun!


ВАЗ 2108 отметил свое 30-летие (61 фото)

Версия с коротким крылом была снята с производства в 1994 г., но двигатель 1300 выпускался до 1996 года.


ВАЗ 2108 отметил свое 30-летие (61 фото)
ВАЗ 2108 отметил свое 30-летие (61 фото)

Ранний прототип "Самары"


ВАЗ 2108 отметил свое 30-летие (61 фото)

"Короткокрылую" можно встретить до сих пор на улицах...


ВАЗ 2108 отметил свое 30-летие (61 фото)

ВАЗ-21083-20 (с длинным крылом, высокой панелью и двигателем 2111 объемом 1,5 л) выпускался до конца сентября 2003 г.


ВАЗ 2108 отметил свое 30-летие (61 фото)

Производства "Спутника" (внутрисоветское название) стало крупным событием в масштабах СССР


ВАЗ 2108 отметил свое 30-летие (61 фото)

На базе "восьмёрки" строились самые разные модификации. От легкомысленных кабриолетов...


ВАЗ 2108 отметил свое 30-летие (61 фото)

...до брутальных внедорожников


ВАЗ 2108 отметил свое 30-летие (61 фото)

Трудно сейчас поверить, но продукция из Тольятти когда-то неплохо продавалась за границей. Экспортная версия Lada Samara GLS, предлагаемая на рынке Франции компанией-импортёром Lada-Poch


ВАЗ 2108 отметил свое 30-летие (61 фото)

По количеству технических новинок будущая «восьмёрка» была настоящим прорывом отечественного производства. Так, внедрены в производство передние дисковые тормоза, пятиступенчатая коробка передач, новый карбюратор и многое другое.


ВАЗ 2108 отметил свое 30-летие (61 фото)

Интерьер авто был новаторским по-отечественным меркам. Кофейный салон и оригинальная приборная панель - перед нами ранний салон
Качество сборки пластмассовых деталей было невысоким. Автомобилисты прозвали салон ВАЗ-2108 "погремушкой"


ВАЗ 2108 отметил свое 30-летие (61 фото)

"рестайлинговая" версия ВАЗ-2113 продержалась на конвейере десять лет — до 2013 года.


ВАЗ 2108 отметил свое 30-летие (61 фото)
ВАЗ 2108 отметил свое 30-летие (61 фото)

Снято много фильмов где мелькала эта машина.

Бедная Саша


ВАЗ 2108 отметил свое 30-летие (61 фото)

Бой с тенью


ВАЗ 2108 отметил свое 30-летие (61 фото)

Бумер фильм второй


ВАЗ 2108 отметил свое 30-летие (61 фото)

Викинг


ВАЗ 2108 отметил свое 30-летие (61 фото)

Ворошиловский стрелок


ВАЗ 2108 отметил свое 30-летие (61 фото)

Гений


ВАЗ 2108 отметил свое 30-летие (61 фото)

Жмурки


ВАЗ 2108 отметил свое 30-летие (61 фото)

Красная ртуть


ВАЗ 2108 отметил свое 30-летие (61 фото)

Время сыновей


ВАЗ 2108 отметил свое 30-летие (61 фото)

Красный змей


ВАЗ 2108 отметил свое 30-летие (61 фото)

Ярик


ВАЗ 2108 отметил свое 30-летие (61 фото)

Этот негодяй Сидоров


ВАЗ 2108 отметил свое 30-летие (61 фото)

Хочу в Америку


ВАЗ 2108 отметил свое 30-летие (61 фото)

Метро


ВАЗ 2108 отметил свое 30-летие (61 фото)

Фанат


ВАЗ 2108 отметил свое 30-летие (61 фото)

Убегающий август


ВАЗ 2108 отметил свое 30-летие (61 фото)

Стритрейсеры


ВАЗ 2108 отметил свое 30-летие (61 фото)

Старые клячи


ВАЗ 2108 отметил свое 30-летие (61 фото)

Сёстры


ВАЗ 2108 отметил свое 30-летие (61 фото)

Риск без контракта


ВАЗ 2108 отметил свое 30-летие (61 фото)

Путь


ВАЗ 2108 отметил свое 30-летие (61 фото)

Превосходство Борна


ВАЗ 2108 отметил свое 30-летие (61 фото)

Побег


ВАЗ 2108 отметил свое 30-летие (61 фото)

Не послать ли нам гонца


ВАЗ 2108 отметил свое 30-летие (61 фото)

Палач


ВАЗ 2108 отметил свое 30-летие (61 фото)

Курьер из рая


ВАЗ 2108 отметил свое 30-летие (61 фото)

Топ комментарии

25 декабря 2014 09:35
Пользователь offline
Голосов:  +11
надежная машина, неубиваемая (при должном уходе и присмотре), проходимая шописец, вмеру удобная и недорогая.
я на 21099 откатал девять лет. ни разу в пути не встал! лопнувший тросс сцепления не в счет же, правда? ;) не уехал утром два раза - сигналка глюканула и заморозила акум. выдрал её к чертям и проблем более не знал.
вазофобы идут нахуй, ибо задолбали своими комплексами и нытьем.
24 декабря 2014 22:35
Пользователь offline
Голосов:  +10
Жигулёнок считался хорошим авто,согласен.У нас других авто не было.
24 декабря 2014 23:37
Пользователь offline
Голосов:  +7
Зубило))) Раньше была моей мечтой)))) Ездил у нас один, цвет мокрый асфальт, тонированная наглухо, все девчонки велись...

Комментарии (18) 

Показать сначала комментарии:
  1. 24 декабря 2014 22:35
    Пользователь offline

    +10

    #
    Жигулёнок считался хорошим авто,согласен.У нас других авто не было.
           
  2. 24 декабря 2014 22:42
    Пользователь offline

    -4

    #
    У нас их называли мыльницами. Интересный пост.
           
  3. 24 декабря 2014 23:37
    Пользователь offline

    +7

    #
    Зубило))) Раньше была моей мечтой)))) Ездил у нас один, цвет мокрый асфальт, тонированная наглухо, все девчонки велись...
           
  4. 25 декабря 2014 00:33
    Пользователь offline

    0

    #
    А чего вдруг решили не выпускать больше ? перестала пользоваться спросом чтоле !
           
  5. 25 декабря 2014 00:45
    Пользователь offline

    -6

    #
    бомбардировщик на завод направить,
    что бы разбомбил все и в ближайшие 100 лет
    там ничего не было.
           
  6. 25 декабря 2014 02:50
    Пользователь offline

    +2

    #


    Вон оно чё, Михалыч
           
  7. 25 декабря 2014 06:36
    Пользователь offline

    +2

    #
    Цитата: Позитивный котэ
    А чего вдруг решили не выпускать больше ? перестала пользоваться спросом чтоле !

    Спрос на них до сих пор, однако конструкция морально устарела.
    Да и надо же как то гранту втюхивать wink
           
  8. 25 декабря 2014 08:51
    Пользователь offline

    +2

    #
    У меня девятка была - супер бибика , но вот ток с электрикой у них беда была , проводка и разъёмы плавились частенько , а так норм)) clapping
           
  9. 25 декабря 2014 09:35
    Пользователь offline

    +11

    #
    надежная машина, неубиваемая (при должном уходе и присмотре), проходимая шописец, вмеру удобная и недорогая.
    я на 21099 откатал девять лет. ни разу в пути не встал! лопнувший тросс сцепления не в счет же, правда? ;) не уехал утром два раза - сигналка глюканула и заморозила акум. выдрал её к чертям и проблем более не знал.
    вазофобы идут нахуй, ибо задолбали своими комплексами и нытьем.
           
  10. 25 декабря 2014 09:39
    Пользователь offline

    +6

    #
    Цитата: sserega86rus
    так этот позор уже 30?? Слава Российским инженерам слава Путину!!! мы тебя любим!!!!

    Ты сам-то хоть что-нибудь своими ручёнками создал?
           
  11. 25 декабря 2014 10:02
    Пользователь offline

    +1

    #
    Новый модельный ряд, пусть придумывают те у кого старый плохой. ВоооТ tongue
           
  12. 25 декабря 2014 10:26
    Пользователь offline

    +1

    #
    через полгода после выпуска педаль сцепления провалилась вместе с куском кузова
           
  13. 25 декабря 2014 12:15
    Пользователь offline

    +2

    #
    Цитата: ВоВа
    Ты сам-то хоть что-нибудь своими ручёнками создал?


    Так он подрочил утром - хоть какое, но достижение.
           
  14. 25 декабря 2014 12:24
    Пользователь offline

    +1

    #
    Цитата: mazayZR
    надежная машина, неубиваемая (при должном уходе и присмотре), проходимая шописец, вмеру удобная и недорогая.
    я на 21099 откатал девять лет. ни разу в пути не встал! лопнувший тросс сцепления не в счет же, правда? ;) не уехал утром два раза - сигналка глюканула и заморозила акум. выдрал её к чертям и проблем более не знал.
    вазофобы идут нахуй, ибо задолбали своими комплексами и нытьем.

    особенно классная у твоей девятки жёсткость на скручивание, примерно в 3-4 раза меньше чем у иномарок + ко всему тонкие стойки между дверьми. Иначе говоря перевернешься на нормальной скорости и ты труп, въедешь в столб ты труп, ударят в бок ты труп и т.д. Конечно можно заявить, что ты аккуратный и ездишь как пенсионер, но дЭбилов на дороге то все больше, которые так и норовят проскочить... Я не вазофоб, но всё что было до приоры и гранты по безопасности откровенное ГАВНО. Сам недавно был свидетелем как намотало шестерку на столб на 50-60 км/ч. Именно намотало, удар пришолся примерно с 10% перекрытием справа. Хорошо, что спереди не было на пасажирском никого, потому что бардачок был вжат впол, т.е. прощай ноги переднего пассажира
           
  15. 25 декабря 2014 15:20
    Пользователь offline

    0

    #
    го ночные вазы
           
  16. 25 декабря 2014 17:16
    Пользователь offline

    +1

    #
    Девятка - моя первая машина! Брал новенькой! Кипятком писался!
    Первые 4.500 км не нарадовался, потом началось... посыпалась.
    То одно, то другое... пятое, десятое... Все по мелочи, запчасти и ремонт копеечные, но ПОСТОЯННО что-то оваливалось, клинило, скрипело, замыкало, текло... Короче заебала! Избавился без сожаления.
    Охотно верю тем, кто ездит и только расходники меняет. Удачи.
    Мне вот не повезло. К нашемаркам я больше близко не подойду.
           
  17. 25 декабря 2014 19:03
    Пользователь offline

    +1

    #
    Цитата: Ёпть
    потом началось... посыпалась.
    То одно, то другое... пятое, десятое... Все по мелочи, запчасти и ремонт копеечные, но ПОСТОЯННО что-то оваливалось, клинило, скрипело, замыкало, текло... Короче заебала! Избавился без сожаления.

    при наличии прямых рук из нужного места - этот агрегат способен на многое.
    у меня девятка была 4 года. а взял я её с пробегом 137 тысяч, 1995 года выпуска.
    жалко, что "похоронили". аппарат был с очень значительным ресурсом на доводку.
    а вот дальнейшие модели уже 10-го семейства не стали лучше.
           
  18. 30 декабря 2014 13:23
    Пользователь offline

    0

    #
    была у меня девятка, нормально бегала, проблем небыло, пока не расхерачил 35
           
Информация
Пожалуйста, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии на сайте.