Александр Маринеско - легендарный советский подводник (6 фото)

6953
+69
История жизни поистине легендарной личности - Александра Маринеско, который по праву считался лучшим советским подводником Великой Отечественной войны и был героем и одновременно нарушителем воинской дисциплины, обожаемый подчиненными и нелюбимый флотским начальством. В продолжении поста я расскажу вам, как в рассказах о нем причудливо сплетаются правда и легенды.

Легенда № 1: В Маринеско с ранних лет видели героя, в служебной характеристике в молодые годы якобы было написано: "готов к подвигу".

Трудно представить такую фразу в официальном документе. На самом деле было написано "Способен пренебрегать личными интересами для пользы службы". Писатель Александр Крон, друг Маринеско и автор книги о нем "Капитан дальнего плавания", привел эту цитату из служебной характеристики и обмолвился, а надо бы написать: "Готов к подвигу". Фразу подхватили, и она пошла гулять по просторам Интернета.


Александр Маринеско - легендарный советский подводник (6 фото)

Легенда № 2: Гитлер объявил Маринеско личным врагом после потопления в январе 1945 года лайнера "Вильгельм Густлов".

На самом деле документальных подтверждений этому нет. Немецкая пресса о гибели корабля не сообщала, чтобы не сеять панических настроений. В то же время известно, что фюрер участвовал в спуске построенного в 1937 году лайнера на воду. До войны "Вильгельм Густлов" был круизным теплоходом для членов организации "Сила через радость", в фашистской пропаганде лайнер использовался как символ нового образа жизни в Германии. В годы 2-й мировой корабль превратили в плавучую базу для подготовки подводников. После потопления "Густлова" одна из шведских газет сообщила, что на теплоходе находилось 3700 немецких подводников. По более поздним данным на нем плыло около тысячи офицеров и курсантов подводного немецкого флота.
В отечественной литературе потопление "Вильгельма Густлова" было названо "атакой века". А сам лайнер стал самым крупным судном, потопленным советскими моряками в годы войны.


Александр Маринеско - легендарный советский подводник (6 фото)

Легенда № 3: Военное преступление

Маринеско потопил лайнер "Вильгельм Густлов", на котором находилось также около девяти тысяч беженцев, женщин, детей, стариков, большинство из них погибло. Это одна из крупнейших по числу жертв катастроф за всю историю мирового флота. Однако транспортные суда противника на протяжении второй мировой войны являлись основной целью подводного флота всех стран. Большинство историков сходятся на том, что поскольку "Вильгельм Густлов" был военным транспортным, а не санитарным судном, в такой ситуации подводники имели все основания его атаковать.
Торпедируя корабль, подводники не знали, кто находится на борту, но видели, что судно идет в конвое под охраной. Маринеско на вскидку определил его водоизмещение - 20 тысяч тонн. На самом деле, оказалось больше - 25 484 тонны.


Александр Маринеско - легендарный советский подводник (6 фото)

Легенда № 4: Подлодкой С-13, когда она потопила "Густлов" командовал не Маринеско, который якобы отсыпался после пьянки, а помощник командира Ефременков.

Этой "сенсацией" с читателями поделилась еще в 60-е годы одна из советских газет. Тогда же она была опровергнута. Сам Ефременков, который служил с ним и на предыдущей лодке "Малютке", лавры Маринеско себе никогда не приписывал.
Есть подробные воспоминания того боя, написанные со слов членов экипажа, подлодка пользуясь плохой видимостью из-за снегопада и непогоды несколько часов в надводном положении преследовала лайнер, и когда заняла идеальное положение для торпедной атаки, обстреляла немецкий корабль. Три торпеды попало в цель, при чем одна - в машинное отделение. Потом С-13 продолжила поход и потопила еще один транспортный корабль "Генерал фон Шойтлебен" (14 тысяч тонн).



Александр Маринеско - легендарный советский подводник (6 фото)

Легенда № 5: Маринеско обиделся, что ему не дали звание Героя Советского Союза.

Отчасти, так и было. Обиделся, но не только за себя. Капитана представили к высшей награде, но дали только орден Красного знамени. Вместе с капитаном заслуженных наград лишился и весь экипаж. Как впоследствии рассказывали флотские начальники, если бы это совершил кто-то другой, ему бы точно дали "героя".
В последний боевой поход весной 1945 на лодке Маринеско поплыл командующий подводным флотом контр-адмирал Стеценко. В походе 16 раз С-13 подвергалась бомбардировкам и атакам немецких подлодок. После похода контр-адмирал единственный из экипажа получил награду - орден "Нахимова", а на Маринеско написали уничтожающую характеристику: "командир подводной лодки не старался искать и атаковать противника". По сути, подводника травило флотское начальство. Командир легендарной к тому времени на Балтийском флоте подлодки запил. Когда его разжаловали с лишением звания капитана 3-ранга и хотели перевести на нижестоящую должность, Александр Маринеско вообще предпочел уволиться из ВМФ.


Александр Маринеско - легендарный советский подводник (6 фото)

Легенда № 6: После войны Маринеско был осужден за воровство.

В 1947 году суд признал бывшего моряка, который работал завхозом в НИИ переливания крови в Ленинграде виновным в хищении и приговорил к трем годам лишения свободы. Все биографы сходятся в том, что Маринеско оговорил директор этого института некто Кухарчик, сам впоследствии осужденный за хищения, в которых моряк участвовать отказался. Маринеско вменили в вину, что он развез списанный торф из институтского двора по домам сотрудников (с разрешения, кстати, директора) а себе взял с чердака списанную кровать. Сам моряк объяснял, что у него в семье был маленький ребенок, которому негде было спать, кровать он взял временно и потом намеревался вернуть.
При судебном разбирательстве прокурор отказался от обвинения, а народные заседатели написали особое мнение. Тем не менее, дело рассмотрел другой состав суда и Маринеско отправили на Колыму. В эшелоне он вместе с другими военными моряками дрался с уголовниками и бывшими полицаями. К счастью, для себя, в Магадан Маринеско не попал. Выручили морские навыки. Сначала работал бригадиром грузчиков в Ванинском порту, потом вплоть до освобождения помощником директора рыбзавода.


Александр Маринеско - легендарный советский подводник (6 фото)

Легенда № 7: Все подвиги Маринеско совершил, нарушая приказы командования, и ему просто везло.

На самом деле Маринеско был человеком, который умел подняться над обстоятельствами, считалось, что подлодка не может атаковать от вражеского берега. Он так делал: после торпедирования при преследовании уходил к месту потопления судна, подлодку там не искали. С-13 с несчастливым номером стала единственной из советских подлодок этой серии на Балтике, которая уцелела до конца войны, не была потоплена.
Сам Маринеско по поводу везения, которым ему кололи глаза, однажды вспомнил слова Александра Суворова "Раз повезло, два повезло, оставьте что-нибудь и на мое умение".
По поводу личности Маринеско и сегодня не утихают споры, и она до сих пор, спустя полвека после его ухода из жизни (умер от рака в 1963 году, полузабытый) притягивает к себе. Разгадка в его трудной судьбе, солдата, не собиравшегося воевать: он мечтал быть капитаном дальнего плаванья. Военному моряку, неоцененному при жизни, звание Героя Советского Союза было присвоено только в 1990 году. Но все-таки присвоено. Справедливость восторжествовала, хотя и поздно.


Отсюда

Топ комментарии

26 августа 2014 14:42
Пользователь offline
Голосов:  +8
Цитата: kazak_ukrain
Только в россии может быть легендой тот кто топил лайнеры с пассажирами

Вы мне ученика второгодника напомнили, всегда орет, а по делу сказать нечего. Учите историю, не позорьтесь. И страну свою не позорьте.
26 августа 2014 12:57
Пользователь offline
Голосов:  +5
человек-легенда clapping

Комментарии (19) 

Показать сначала комментарии:
  1. 26 августа 2014 12:57
    Пользователь offline

    +5

    #
    человек-легенда clapping
           
  2. 26 августа 2014 13:03
    Пользователь offline

    -17

    #
    Только в россии может быть легендой тот кто топил лайнеры с пассажирами
           
  3. 26 августа 2014 14:42
    Пользователь offline

    +8

    #
    Цитата: kazak_ukrain
    Только в россии может быть легендой тот кто топил лайнеры с пассажирами

    Вы мне ученика второгодника напомнили, всегда орет, а по делу сказать нечего. Учите историю, не позорьтесь. И страну свою не позорьте.
           
  4. 26 августа 2014 15:17
    Пользователь offline

    +2

    #
    Цитата: kazak_ukrain
    Только в россии может быть легендой тот кто топил лайнеры с пассажирами

    Только в тупорылой украине могут убивать своих соплеменников!!!
    Сдохни гнида!
           
  5. 26 августа 2014 17:27
    Пользователь offline

    +1

    #
    Цитата: HATTAB
    Цитата: kazak_ukrain
    Только в россии может быть легендой тот кто топил лайнеры с пассажирами

    Только в тупорылой украине могут убивать своих соплеменников!!!
    Сдохни гнида!


    Полностью на твоей стороне, брат !
           
  6. 26 августа 2014 18:34
    Пользователь offline

    +1

    #
    Цитата: kazak_ukrain
    Только в россии может быть легендой тот кто топил лайнеры с пассажирами

    иди ты в жопу скотина укропская! фашисты вы все дырявые!
           
  7. 26 августа 2014 20:03
    Пользователь offline

    -9

    #
    30 января 1945 года С-13 атаковала и отправила на дно лайнер «Вильгельм Густлофф» (25 484 брт), на котором находилось 10 582 человека: 918 курсантов младших групп 2-го учебного дивизиона подводных лодок, 173 члена экипажа судна, 373 женщины из состава вспомогательного морского корпуса, 162 тяжелораненых военнослужащих и 8956 беженцев, в основном стариков, женщин и детей.

    так что, он как раз в вашем стиле ))
           
  8. 26 августа 2014 20:58
    Пользователь offline

    +3

    #
    Цитата: kazak_ukrain
    30 января 1945 года С-13 атаковала и отправила на дно лайнер «Вильгельм Густлофф» (25 484 брт), на котором находилось 10 582 человека: 918 курсантов младших групп 2-го учебного дивизиона подводных лодок, 173 члена экипажа судна, 373 женщины из состава вспомогательного морского корпуса, 162 тяжелораненых военнослужащих и 8956 беженцев, в основном стариков, женщин и детей.

    так что, он как раз в вашем стиле ))


    специально для таких, как ты написано пояснение "Торпедируя корабль, подводники не знали, кто находится на борту, но видели, что судно идет в конвое под охраной.", хотя я даже не удивлён, что ты увидел, только то что ты хотел увидеть.
           
  9. 27 августа 2014 01:03
    Пользователь offline

    +1

    #
    Цитата: kazak_ukrain
    30 января 1945 года С-13 атаковала и отправила на дно лайнер «Вильгельм Густлофф» (25 484 брт), на котором находилось 10 582 человека: 918 курсантов младших групп 2-го учебного дивизиона подводных лодок, 173 члена экипажа судна, 373 женщины из состава вспомогательного морского корпуса, 162 тяжелораненых военнослужащих и 8956 беженцев, в основном стариков, женщин и детей.

    так что, он как раз в вашем стиле ))


    Ты ублюдок забыл как бля,......ские бандеровские укро-нацысты вирезали Поляков на Волыни!!!!!

           
  10. 27 августа 2014 11:25
    Пользователь offline

    -2

    #


    Цитата: EAGLE
    специально для таких, как ты написано пояснение "Торпедируя корабль, подводники не знали, кто находится на борту, но видели, что судно идет в конвое под охраной.", хотя я даже не удивлён, что ты увидел, только то что ты хотел увидеть.

    Понятно, они не могли знать, но и героями таких людей делать не надо

    Цитата: rotmister
    Ты ублюдок забыл как бля,......ские бандеровские укро-нацысты вирезали Поляков на Волыни!!!!!

    А ты про Катынь вспомни
           
  11. 27 августа 2014 11:48
    Пользователь offline

    0

    #
    То что было то было, все давно ответили за свои грехи на том свете! не нам судить интернет воинам...
    А вот то что вы сейчас братоубийством заниметесь, ответите при жизни, или ты думаешь что "сепаратисты" вас простят за своих матерей детей друзей???? Знаешь как будет совсем скоро, когда они конкретные позиции займут по Донецку Луганску Славянску и прилегиющей территории?! Все верно они двинут вас вырезать в холеном Киеве, и вот тогда познаете вы что такое война...
    Что с вами происходит нелюди....
           
  12. 27 августа 2014 12:06
    Пользователь offline

    -2

    #
    Цитата: HATTAB
    То что было то было, все давно ответили за свои грехи на том свете! не нам судить интернет воинам...
    А вот то что вы сейчас братоубийством заниметесь, ответите при жизни, или ты думаешь что "сепаратисты" вас простят за своих матерей детей друзей???? Знаешь как будет совсем скоро, когда они конкретные позиции займут по Донецку Луганску Славянску и прилегиющей территории?! Все верно они двинут вас вырезать в холеном Киеве, и вот тогда познаете вы что такое война...
    Что с вами происходит нелюди....

    Вы нам не особо то и братья (русские), так что то что вас вырезают это ваши проблемы. Так в таком случае и ВОВ можно назвать братоубийственной войной , тех Русских которые предали (Власовцы итд) мы же тоже убивали. В любой войне есть предатели.
           
  13. 27 августа 2014 12:35
    Пользователь offline

    +1

    #
    Ты зомби??? При чем здесь ВОВ ??? Ты, как и я знаю историю из той информации которую нам позволили узнать, на сколько она правдива?! Может ты участник ВОВ ?!!! видел сам своими глазами?! Речь идет о сейчас! Ты понимаешь, что народ восстал против фашистов которые захватили власть, явно пока не понимаешь, но скоро поймешь когда наступят холода, или возможно ты надеешься на убогого быдло дауна кличко ?! над которым смеется весь мир, он шнурки не может сам завязать и пару слов связать... думаешь он тебе дровишек подкинет зимой, нее... он тебе с голубого экрана посоветует экономить и всей гурьбой греться в одной хате, а может даже и не посоветует, головка то слабая.. И тогда отмороженный и голодный ты сам пойдешь против... вот увидишь, скоро, совсем скоро и киев и западенцы схватятся за вилы... зима это вам не скачки на площади, все блять сегодня звоню Володе и нахуй вас департируем с России...
           
  14. 27 августа 2014 12:53
    Пользователь offline

    -2

    #
    Цитата: HATTAB
    Ты зомби??? При чем здесь ВОВ ??? Ты, как и я знаю историю из той информации которую нам позволили узнать, на сколько она правдива?! Может ты участник ВОВ ?!!! видел сам своими глазами?! Речь идет о сейчас! Ты понимаешь, что народ восстал против фашистов которые захватили власть, явно пока не понимаешь, но скоро поймешь когда наступят холода, или возможно ты надеешься на убогого быдло дауна кличко ?! над которым смеется весь мир, он шнурки не может сам завязать и пару слов связать... думаешь он тебе дровишек подкинет зимой, нее... он тебе с голубого экрана посоветует экономить и всей гурьбой греться в одной хате, а может даже и не посоветует, головка то слабая.. И тогда отмороженный и голодный ты сам пойдешь против... вот увидишь, скоро, совсем скоро и киев и западенцы схватятся за вилы... зима это вам не скачки на площади, все блять сегодня звоню Володе и нахуй вас департируем с России...


    Ты хочешь сказать что небыло Власовцев?))) а ВОВ тут при том , что это яркий пример. Те кто пришли к власти сейчас это Яценюк, Порошенко, Турчинов были до Яныка при власти по 10 раз каждый и что то никто их не называл фашистами итд пока вы не позарились на чужую землю. Те кто реально радикально настроены , к примеру Ярош, набрал меньше 1%. Так что нехрен с Колымы заливать нам на Украине какая у нас тут власть.Про Кличко согласен , но у вас есть Милонов
    ,Мизулина,Жирик итд итп так что мы сами как то разберемся с нашими мерами без ваших десантников
           
  15. 27 августа 2014 13:15
    Пользователь offline

    0

    #
    Были были власовцы в курсе....
    Я к тебе десантуру не посылал, я так же не доволен нашими, но у нас сыто и тепло и более менее спокойно.
    А ваши бомбят мирных женщин и детей и доказательств уже не на одну тысячу папок...
           
  16. 27 августа 2014 13:30
    Пользователь offline

    -3

    #
    ну понятно, чистят неудобные ответы
           
  17. 27 августа 2014 14:00
    Пользователь offline

    0

    #
    не успел прочитать жаль... ну что ж наши позиции предельно ясны..
           
  18. 31 августа 2014 01:00
    Пользователь offline

    0

    #
    Цитата: kazak_ukrain
    Цитата: EAGLE
    специально для таких, как ты написано пояснение "Торпедируя корабль, подводники не знали, кто находится на борту, но видели, что судно идет в конвое под охраной.", хотя я даже не удивлён, что ты увидел, только то что ты хотел увидеть.

    Понятно, они не могли знать, но и героями таких людей делать не надо

    Цитата: rotmister
    Ты ублюдок забыл как бля,......ские бандеровские укро-нацысты вирезали Поляков на Волыни!!!!!

    А ты про Катынь вспомни


    Я с тобой согласен это было жистоко, но пид,,,,,,,сы бандеровцы вырезали женщин, детей и стариков (а это есть самое страшное преступление которое не имеет оправдания даже и через 1000 лет), в отличии от трагедии произошедшей в Катыни там где уничтожили кадровых офицеров польской армии.
           
  19. 3 сентября 2014 10:32
    Пользователь offline

    0

    #
    опять срач развели из-за ничего dash2
           
Информация
Пожалуйста, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии на сайте.